По мнению эксперта, "консервный тренд" Стратегии министерства не согласуется с потребительскими предпочтениями
22 марта состоялось заседание Комитета по аграрным вопросам, в котором приняли участие депутаты Госдумы, представители Минсельхоза России и эксперты в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности. На заседании был рассмотрен вопрос "О проекте Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2020 года".
Согласно сопроводительным документам к проекту стратегии, инвестиции в социально значимые отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности в 2020 году составят 116,5 % по отношению к 2010 году или 777,8 млрд рублей. Из них собственных средств - 262 302 млн рублей, заемных средств - 515 524 млн рублей. Предполагается, что реализация будет проходить в два этапа: с 2013 по 2016 год и с 2017 по 2020 год.
Напомним, что Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) направляла оценку предыдущей редакции указанного документа. В окончательной редакции Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности присутствует раздел "Рыбоперерабатывающая промышленность", который по оценке АДМ, содержит неточную информацию о текущем состоянии рыбоперерабатывающей промышленности и неверные ориентиры развития отрасли.
Так, например, в паспорте стратегии указано, что рыбоперерабатывающая промышленность в настоящее время представлена свыше 680 малыми, средними и крупными предприятиями.
Как отмечает президент АДМ Герман ЗВЕРЕВ, это неверная цифра, потому что промышленной переработкой рыбы на судах занято свыше 1 200 предприятий, наделённых долями квоты (добычи) вылова водных биологических ресурсов. Кроме того, производством пищевой продукции из водных биологических ресурсов заняты береговые предприятия, численность которых превышает 1 500 - 1 600 единиц. Следовательно, общее количество хозяйствующих субъектов, занятых рыбопереработкой приближается к 3 000 предприятий.
Вызывают недоумение определенные стратегией приоритеты развития рыбной индустрии. Согласно сопроводительным документам, основным направлением развития отрасли является ускоренное и преимущественное развитие консервного производства, инвестиции в которое составят свыше 15 млрд. рублей в период до 2020 года.
По мнению Германа Зверева, предложенный в стратегии "консервный тренд" развития российской рыбопереработки не согласуется ни с потребительскими предпочтениями российских покупателей, ни с мировыми тенденциями развития рыбопереработки.
В соответствии с докладом Международной продовольственной организации "Состояние мирового рыболовства и аквакультуры", структура мирового потребления рыбопродукция такова: живая и свежая рыба - 49%, замороженная рыба - 26%, копчёная и вяленая рыба - 15%, консервы - 10%. В России несколько иная структура потребления: мороженная рыба - 56%, живая и охлаждённая рыба - 15%, копчёная и вяленая рыба - 13%, консервы - 6%. Таким образом, консервы являются нишевым продуктом, рыночная доля которого незначительна и не имеет потенциала роста. Доходность консервного производства очень низка, поэтому инвестиции в этот вид производства непривлекательны. Большим рыночным потенциалом обладают инвестиции в производство рыбного филе, производство которого в России в 2011 году выросло на 11%.
"Предлагаемые в Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности целевые индикаторы инвестиционной активности в отрасли показывают непонимание её авторами тенденций развития российской рыбопереработки и отсутствие внятных и проработанных инструментов развития российской рыбопереработки. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности отбрасывает нас к советской эпохе 60 - 70-х годов или роману Джона Стейнбека "Консервный ряд", воспевавших консервное производство и оставшихся в неповторимом прошлом", - констатирует Герман Зверев.
РИА "Дейта.ру"
|