Природный газ в XXI веке становится все более привлекательным энергетическим ресурсом, как с экономической, так и с экологической точки зрения. Увеличение доли газа в энергобалансах позволяет замещать такой вид ископаемого топлива, как уголь или атомную энергетику. Согласно прогнозам, опубликованным в 2011 году в Докладе Международного энергетического агентства (МЭА) "Человечество входит в золотой век природного газа?", к 2035 году потребление газа в мире достигнет 5.1 трлн. куб. м.
Таким образом, прирост к сегодняшней добыче составит около 1.8 трлн. куб. м, что в 3 раза больше объема газа, добываемого в России в настоящий момент. Доля газа в глобальном энергетическом балансе увеличится с 21% до 25% к 2035 году. Увеличение потребление газа будет наблюдаться во всех регионах. Особенно высокий рост потребления ожидается в Китае - с сегодняшних 85 млрд. куб. м до 260 млрд. куб. м к 2015 году.
Важную роль поставки газа из России играют как для стран азиатско-тихоокеанского региона, так и для Европы, в том числе для замещения атомной генерации, которая будет сокращаться в странах, принявших решения о поэтапном отказе от использования ядерной энергии (Япония, Германия, Швейцария, Бельгия, и др.). В этой связи особое значение приобретают поставки газа по трубопроводной системе "Nord Stream", начавшееся 8 ноября 2011 года.
Этот проект вызывает значительное уважение экологов, так как:
1. реализует среднесрочную задачу по усилению роли газа в топливном балансе мира как топливо переходного периода;
2. проект газопровода на этапе проектирования и строительства соответствовал лучшим международным стандартам, в частности Конвенции Эспоо (Espoo Convention) которая обеспечила высокую информационную прозрачность и многомесячные консультации со всеми заинтересованными сторонами и учет мнения не только правительств Балтики, но и неправительственных организаций этих стран на этапе ОВОС;
3. строительство началось после получения всех необходимых согласований и внесения уточнений в проектную документацию по результатам экспертиз и обсуждений.
Применение лучших международных стандартов при реализации проекта "Nord Stream" позволяло экологам надеяться на то, что и в новых проектах ОАО "Газпром" внутри страны будет такой же высокий уровень социально-экологической ответственности. Тем более что многие новые проекты корпорация реализуют на особо ценных и уязвимых территориях, таких как Арктика или Западно-камчатский шельф. Однако другие проекты, к реализации которых Газпром приступил в 2011 году внутри России, опираются на совсем другие "стандарты".
В их числе:
1. информационная закрытость и нежелание сотрудничать с российскими и международными неправительственными организациями (НПО);
2. отсутствие, как механизмов, так и видимых шагов по урегулированию социально-экологических конфликтов, сопутствующих осуществлению проектов;
3. прямые нарушения норм федерального законодательства и международных обязательств Российской Федерации;
4. неготовность менеджмента компании добиваться выполнения единых корпоративных политик и практик всеми дочерними подразделениями.
Эти утверждения подтверждаются, по крайней мере, тремя "эпизодами" текущей деятельности ОАО "Газпром":
1. действия по введению в эксплуатацию буровой платформы "Приразломная" на шельфе Печорского (юго-восточной части Баренцева) моря (эпизод 1, стр. 3-10);
2. поисковое бурение на лицензионном участке шельфа Западной Камчатки (эпизод 2, стр. 11-17);
3. подготовительные работы к строительству экспортного газопровода "Алтай" через природный парк "Зона покоя Укок", входящий в состав памятника Всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Золотые горы Алтая" (эпизод 3, стр. 18-28).
Практика "двойных стандартов" экологической ответственности вряд ли является исключительной особенностью ОАО "Газпром" - в той или иной степени она свойственна значительной части российских корпораций. В основе этих "двойных стандартов" лежат, прежде всего, расхождения в объеме и характере требований российского и международного законодательства к оценке экологических рисков, влиянию проекта на изменение климата, а также к вопросам страхового покрытия ущерба, причиненного окружающей среде. Однако общество вправе ожидать от ведущей государственной корпорации шагов в направление учета интересов человека и природы.
Накануне начала нового сезона изыскательских, буровых и строительных работ экологические организации рассчитывают, что Газпром извлечет уроки из проектов, оказавшихся под огнем критики в 2011 году, и добьется применения единой экологической политики и стандартов для всех своих дочерних компаний и совместных предприятий, как в нашей стране, так и за рубежом.
Неправительственные экологические организации убеждены, что только единый подход в применении корпоративных политик всеми бизнес единицами корпорации, а также соблюдение единых стандартов социальной экологической ответственности, смогут обеспечить построение ответственной репутации ОАО "Газпром", снизить его инвестиционные риски и повысить конкурентоспособность на глобальном рынке углеводородов.
Полностью ознакомиться с материалом и позицией WWF можно здесь.
Всемирный фонд дикой природы
|