Выступление президента Ассоциации добытчиков минтая Г.С.Зверева
Уважаемые участники конференции!
Рыболовная и рыбоперерабатывающая отрасль России после вступления в ВТО столкнутся с растущей конкуренцией международного бизнеса. Причём наибольшие риски - не в импорте товаров (по крайней мере, для нашей отрасли). Наибольшие риски - в импорте механизмов регулирования бизнеса. Механизмов, которые созданы и отточены для обслуживания и продвижения крупного транснационального бизнеса. "Вживление" этих механизмов в российскую действительность - вот основные риски. Мы видим три фронта, по которым начнётся наступление крупных международных корпораций.
Первый фронт - самый заметный, самый обсуждаемый, но в то же время самый малозначительный. Речь идёт о снижении импортных пошлин. В течение пяти лет - до 2017 года - будут снижены ввозные пошлины на рыбопродукцию: с нынешних 10% до 3%. Снижение импортных пошлин в первую очередь затронет сёмгу, форель и сельдь. Напомню, что в Россию ввозят свыше 150 тысяч тонн сёмги и форели и около 200 тысяч тонн сельди. В принципе, в снижении импортных пошлин нет ничего катастрофического.
Дело в том, что состояние запасов сельди в Атлантике идёт на спад, а у нас - в Охотском и Беринговом море - всё хорошо. Рыбаки способны за счёт наращивания уловов тихоокеанской сельди насытить внутренний рынок. Сложнее переработчикам: при переработке тихоокеанской сельди отходы достигают 15% от веса, у атлантической - всего 7%. Поэтому издержки переработчиков при работе с тихоокеанской сельдью выше и снижение импортных пошлин, в принципе, сработает в их пользу. Потребитель вообще мог бы сильно выиграть от снижения импортных пошлин, однако денежные потоки от снижения пошлин уйдут не в карман покупателей. Почему?
Потому что в России сформировалось мощное норвежское лобби, которое заинтересовано в продажах своей продукции по более высокой цене, чем на европейском рынке (средняя цена сёмги на российском рынке выше, чем на европейском). Доход от снижения импортных пошлин пополнит бюджет Норвежского комитета по продвижению рыбопродукции, который с помощью своих российских союзников продолжит расшатывание российской системы регулирования импорта в собственных бизнес-интересах.
Второй фронт - куда серьёзнее и болезненнее. Сейчас российские рыбаки имеют ряд налоговых льгот, самая серьёзная из которых - льгота по уплате ставки сбора за пользование водными биоресурсами. Это денежный платёж, который рыбак обязан сделать ещё до выхода на промысел, и рассчитывается платёж на основании квот, закреплённых за рыбаком. С 2008 года действует льготная ставка сбора - 15% от норматива. Согласно методологии ВТО эта налоговая льгота имеет признаки налоговой субсидии. Поэтому её придётся либо отменить, либо перевести в список разрешённых субсидий. Объём разрешённых субсидий согласован и составляет 4 млрд. долларов США. "Впихнуть" туда ещё 130 млн. долларов будет затруднительно.
Поэтому мы предлагаем выход - внести изменения в Налоговый кодекс, привести нормативные ставки сбора за пользование водными биоресурсами к фактическому льготному уровню. Это позволит сделать налоговую льготу "невидимой" для ВТО, сохранив её для рыбаков. Иначе налоговая нагрузка на рыбную отрасль возрастёт на с 18 млрд. рублей до 22 млрд. рублей. Считаем, что смягчить "болевой шок" от вступления в ВТО для сектора рыбопереработки сможет налоговой режим "Единый сельскохозяйственный налог". Сейчас рыбопереработка отрезана от этого налогового режима.
Третий фронт - самый невидимый и самый опасный. Вступление в ВТО ограничивает суверенитет. Члены ВТО несвободны в своей законодательной деятельности. Яркий пример - происходящее в российской рыбной отрасли. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2011 года №56-р предусмотрена отмена ветеринарных сопроводительных документов для оборота рыбопродукции внутри страны. В соответствии с этим распоряжением подготовлен законопроект "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части качества и безопасности продукции из водных биологических ресурсов". Однако оказалось, что этот законопроект серьёзно расходится с требованиями, установленными Соглашением о применении санитарных и фитосанитарных мер ВТО. Российские переговорщики представили подробный доклад о существующей в нашей стране системе ветеринарно-санитарного контроля за рыбопродукцией. Эта информация была, что называется, принята к сведению, поэтому сейчас все изменения сложившейся системы - даже если они направлены на снижение административных барьеров и устранение коррупции - придётся обсуждать с ВТО.
Кроме того, жёсткая борьба развернётся в области технического регулирования и стандартизации. Это - излюбленное оружие крупного международного бизнеса. К сожалению, российская рыбопереработка практически не знает стандартов ХАССП и будет переходить на них в обязательном порядке до 2015 года. Есть основания утверждать, что переходный период будет использован зарубежным бизнесом для вброса в Россию низкокачественной продукции. Единственная защита - механизм регистрации импортных контрактов, аналогичный механизму "одобренного рыночного оператора", установленного Регламентом ЕС 1005/2008.
Мы предлагаем включить наши предложения в рекомендации конференции, подготовить предложения в Концепцию участия России в ВТО, разрабатываемую Минэкономразвития, и отслеживать со стороны ТПП включение этих предложений.
АДМ
|