Многие либеральные экономисты отказываются признавать реальность, если она противоречит догмам учения
Формирование суверенных "заначек" или, условно говоря, "рефлекс хомячка" по-прежнему остается "важнейшим из искусств" для чиновников из экономического блока российского правительства. Причем воздвигаемые ими "финансовые дамбы" с каждым разом становятся все более миниатюрными, а на фоне приближающегося "девятого вала" глобального финансового кризиса выглядят и вовсе неубедительно, если не сказать нелепо. Однако, несмотря на вопиющее несоответствие антикризисных мер масштабу назревающих проблем, министры-монетаристы по долгу службы продолжают публично излучать дежурный оптимизм, навевая избирателям "сны золотые" в канун президентских выборов.
Минфин "во всеоружии готов к возможным турбулентным процессам в экономике", ничтоже сумняшися продекларировал на Гайдаровских чтениях министр финансов Антон Силуанов, а у правительства даже есть антикризисная стратегия. Впрочем, интрига (если кто-то подумал, что российские либералы в экономическом блоке правительства одумались и решили в кои-то веки заняться инвестициями в реальный сектор экономики) умерла, когда г-н Силуанов вполне в духе известного изречения "новое - это хорошо забытое старое" поведал присутствующим о том, что кабмину удалось-таки наскрести по российским финансовым "сусекам" на очередную "подушку безопасности". Причем, как честно поведал высокопоставленный чиновник, работа антикризисной группы, по большому счету, свелась к банальному латанию тришкиного кафтана, скрывающемуся под туманно-неопределенной дефиницией "перегруппировка фондов".
Как выясняется, видимость бурной активности на ниве накопительства стала возможной благодаря положению закона о федеральном бюджете на 2012 год, которое дает федеральному центру право перераспределять между статьями бюджета (т. е., по большому счету, перекладывать из правого государственного кармана в левый и обратно) финансовые средства на сумму до 200 млрд руб. В этих целях Минфин устроил форменный секвестр ряду ничего не подозревающих бюджетополучателей, не доведя до них часть положенных бюджетных ассигнований. В числе пострадавших статей - финансирование новых строек (заблокировано 38,9 млрд руб.), Минобороны (недосчиталось 33,8 млрд руб.), Пенсионный фонд, лишившийся 40 млрд руб. ассигнований, и прочие "непервоочередные" расходы.
Как и следовало ожидать, "первоочередными" расходами (т. е. бюджетные средства, которые предназначались ряду бенефициаров) в предвыборный период были признаны обязательства перед физлицами, например, бюджетниками. Т. е. перед теми, кому предстоит прийти 4 марта на избирательные участки, чтобы исполнить свой гражданский долг, и обидеть которых бюджетной "заморозкой" полагающихся им средств кабмин (возглавляемый кандидатом № 1 на предстоящих выборах) не рискнул по вполне понятной причине. Как уверяют представители Минобороны и ПФР, на материальном благосостоянии военных и пенсионеров запланированная бюджетная недостача никоим образом не отразится. Поскольку заблокированы будут преимущественно средства гособоронзаказа, не выплаченные сорвавшим поставки контрагентам (что касается ведомства Анатолия Сердюкова), а для Пенсионного фонда удержанные 40 млрд руб. - слишком незначительная сумма по сравнению с 5 трлн руб. годовых выплат (к тому же для фонда всегда резервируются дополнительные средства).
Справедливости ради стоит отметить, что указанные бюджетные средства будут заблокированы лишь на I квартал текущего года. Таким образом, если не возникнет необходимость задействовать их в условиях выборного или поствыборного форс-мажора (ради чего все это, видимо, и затевалось), "в апреле правительство вернется к оценке ситуации и, если все будет нормально, разблокируем (средства) и доведем по назначению", сообщает собеседник издания "Ведомости". О хронологической узконаправленности и электоральном предназначении очередной бюджетной "заначки" свидетельствуют ее "впечатляющие" размеры, потому что всерьез рассчитывать на то, что финансовый "палец" в 200 млрд руб. поможет заткнуть гигантскую бюджетную дыру в российском финансовом "Титанике" в случае, если в мире произойдет очередной разгул кризисной стихии, может, наверное, только человек, обладающий необузданным воображением, достойным голливудской "фабрики грез".
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в интервью KM.RU заявил, что его не впечатлила заявленная степень готовности Минфина к "турбулентным процессам в экономике":
- Честно говоря, я думаю, что в данном случае Антона Силуанова просто неудачно (видимо, имеется в виду - "неудачно для г-на Силуанова". - Прим. KM.RU) "схватили за язык", потому что, в принципе, речь идет о профессионале, квалификация которого не вызывает сомнений. Однако в масштабах российской экономики 200 млрд руб. - это не "подушка безопасности", а в лучшем случае - "подушечка для иголок". Конечно, если мы будем сопоставлять эту сумму со своей зарплатой, то нам не остается ничего другого, кроме как дружно облизываться в том духе, что "нам бы хотя бы половинку этой суммы получить". Но в контексте федерального бюджета о такой сумме можно говорить исключительно в пропагандистских целях, да и то исключительно перед неграмотной аудиторией. Сомневаюсь, что аудитория на Гайдаровских чтениях была таковой.
В ноябре у нас было ударно увеличено бюджетное финансирование всего и вся (вероятно, в связи с выборами), а в декабре в связи с завершением года расходы федерального бюджета вообще превысили 2 трлн руб. в месяц. Остатки средств на счетах федерального бюджета составили 5,5 трлн руб. О том, насколько некуда девать эти деньги, свидетельствует то, что 1,1 трлн руб. из них лежат в российских банках. На сегодняшний день вообще существует совершенно фантасмагорическая система, когда российское государство берет деньги налогоплательщиков, кладет их в банк на депозит под низкий процент, а потом, в конечном счете, занимает у этих банков российской финансовой системы свои собственные рубли и заставляет расплачиваться за это опять-таки российских налогоплательщиков. Вот до такой степени нам некуда девать деньги. Т. е. речь уже идет не только о том, что за наш счет поддерживается финансовая система США и Европы, но еще и вот это...
На фоне 5,5 трлн руб. разговаривать о 200 млрд просто неприлично. Это - не та сумма о которой с точки зрения порядка величин можно всерьез говорить. Это - 10% расходов за декабрь. Тем более что мы уже имеем больше, чем эти 200 млрд. Во время первой волны кризиса у нас за полгода международные резервы страны сократились с $591 млрд до $360 млрд. За один IV квартал 2008 года из РФ ушло $130 млрд. 200 млрд руб. - это чуть меньше $7 млрд, или столько, сколько в IV квартале 2008 года уходило за неделю.
При этом наши власти в унисон с международными институтами уверяют, что новая волна кризиса будет еще более долгой и тяжелой. И потом, деньги еще никогда никого не спасли. Деньги - это просто способ выиграть время. Весь вопрос, ради чего и каков механизм удара по нам глобального кризиса. Нефть в обозримом будущем в условиях, когда деньгами накачиваются все экономики мира, не подешевеет. Допустим, что события будут развиваться по самому неблагоприятному сценарию, и нефть все же подешевеет. Тогда от нас побежит спекулятивный капитал. В сентябре в условиях нестабильности, когда в Европе возникла неопределенность по поводу Греции (банкротить или нет), возникла нехватка ликвидности, которую международная финансовая система немедленно высосала из нас как пылесос. Когда у вас пылесосом высасывают ликвидность из карманов, совершенно не важно, лежат там у вас 200 млрд руб. или 200 млрд долларов. Это просто вопрос времени - высосут их за одну неделю или за четыре.
Отключить этот пылесос можно только за счет одной простой вещи, которая называется "ограничение движения спекулятивных капиталов". В 1997-1999 гг., во время тогдашнего финансового кризиса, были только две неразвитых страны, которые спаслись от разрушительной девальвации, причем они имели полярно различное устройство экономик. В Чили была самая либерализованная экономика среди неразвитых стран, а Малайзия была самой авторитарной экономикой среди неразвитых стран. Однако их объединяет то, что они сделали одно и то же, а именно ввели налог на вывод спекулятивного капитала. Это - тот случай, когда говорят, что "крайности сошлись". В результате у них не было девальвации, а у всех остальных она была. Сейчас же прошло сообщение, что британцы, испугавшись возможности разрушения зоны евро, которое будет сопровождаться резким движением спекулятивного капитала (а резкий приток спекулятивного капитала - это тоже плохо, т. к. укрепляется национальная валюта и экономика теряет конкурентоспособность), объявили о том, что они начали разработку мер по ограничению движения спекулятивного капитала.
Наши же власти не идут на это, потому что ограничение движения спекулятивных капиталов наносит ущерб интересам глобальных спекулянтов. А поскольку весь наш экономический блок - это либералы, они свято убеждены в том, что государство существует не ради блага собственного народа, а ради интереса глобальных рынков, т. е. глобальных спекулянтов. Человек, который пытается ограничить движение спекулятивных капиталов, в глазах "правоверного либерала-фундаменталиста" совершает святотатство, как будто он оскверняет какую-то святыню. Нужно понимать, что либеральный фундаментализм когда-то был философским и экономическим течением, а сейчас это, по сути дела, религия. Многие либерально мыслящие экономисты вообще отказываются признавать видимую реальность в том случае, если она противоречит их либеральным догмам. В нашем государстве происходит то же самое. Если некий правительственный чиновник из экономического блока вдруг проявит адекватность и вменяемость, его просто уволят, причем в тот же день.
Говоров Кирилл
KM.RU
|