English version
на Камчатке: 19.02.2025 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1974 г. Родился Батищев Николай Николаевич (ООО "Восточный берег")
В 1986 г. впервые отмечался Всемирный день защиты морских млекопитающих.
В 1988 г. распоряжением Совета Министров СССР создан Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства (ВНИЭРХ).

Новости


Россия



25 июля 2011

Проблемы внедрения и гармонизации ЭПЖ: международный опыт

Во время недавней встречи делегаций Росрыболовства и Министерства окружающей среды, сельского хозяйства и морских ресурсов Королевства Испания стороны договорились о создании совместной рабочей группы в рамках Меморандума о сотрудничества в области рыбного хозяйства. При этом испанские коллеги предложили включить в регламент рабочей группы вопросы внедрения электронного промыслового журнала. Эта же тема стала неотъемлемой частью обсуждений на заседаниях Смешанной Российско-Норвежской Комиссии по рыболовству. О том, что страны ждут от внедрения ЭПЖ и что предстоит сделать а этом направлении, мы беседуем с руководителем "Центра системы рыболовства и связи" Максимом Санько.
- Максим Владимирович, ЦСМС координирует работы по созданию электронного промыслового журнала в России. При этом, Вы постоянно участвуете во встречах по международному сотрудничеству в сфере рыболовства, где обсуждается тема ЭПЖ. Насколько проблемы его внедрения сходны в разных странах?
-Сегодня все мировые рыбодобывающие державы идут по пути внедрения электронного промыслового журнала. Он рассматривается как средство повышения прозрачности и эффективности принимаемых решений и направлено на противодействие ННН-промыслу.
Основные принципы создания ЭПЖ определяются существующими и перспективными технологиями. Во всех странах ЭПЖ представляет собой аппаратно-технический комплекс, который имеет "наземную" часть и "бортовую", которая находится на судне. Последняя может быть выполнена как в виде защищенного ноутбука, планшетника или в другом форм-факторе, так и просто в виде специального программного обеспечения, которое размещается в компьютерной стойке на капитанском мостике.
Основные отличия заключаются в подходах к методологии и организации работы по электронной промысловой отчетности. В каждой стране существует свое, отличное от других, законодательство, регулирующее промысел, свои традиции и обычаи делового оборота. В ряде европейских стран зачастую нет особых требований к подписанию электронных документов: если сообщение ушло с электронной почты какого-либо должностного лица или организации, то считается, что его отправил владелец почтового ящика.
У нас все по-другому. В России федеральные законы, регулирующие электронный документооборот, устанавливают необходимые требования для придания легитимного характера электронному документу. Должны быть обеспечены условия, которые бы однозначно определяли, что документ подписан тем или иным должностным лицом, судовладельцем, капитаном и т.д. Недавно вступил в силу новый закон об электронной подписи. Он устанавливает различные их виды и определяет, в каких случаях тот или иной вид электронной подписи должен применяться, чтобы передаваемые данные имели юридически значимый характер.
-Какие еще сложности несет различие в законодательной базе разных стран?
-Среди значимых аспектов я бы назвал отличия законодательства разных стран о порядке проведения проверок рыбопромысловых судов. Российские требования не совпадают с теми подходами, которые применяются в Европейском Союзе. С точки зрения логики нашего законодательства, при снятии выписки с ЭПЖ должны быть соблюдены все требования, предъявляемые законом к копиям и выпискам из электронных документов. В то время как норвежские контролирующие органы считают допустимым использовать обычную распечатку данных из компьютера. В европейских странах, в отличие о нас, подобные документы могут использоваться в качестве доказательной базы при рассмотрении дел о возможных нарушениях.
Столь разные подходы и отличия законодательств требуют гармонизации электронных форм отчетности и взаимодействия в рамках межправительственных и конвенциональных соглашений, в которых участвует Российская Федерация. Эти меры позволяют повысить эффективность контроля. Это особенно актуально в связи с тем, что страны Евросоюза (в первую очередь - Испания), Норвегия, Канада, РФ ведут собственные проекты по внедрению и развитию ЭПЖ. И здесь очень важно выработать совместные подходы, которые, с одной стороны, обеспечат необходимый уровень борьбы с ННН-промыслом, являющейся одной из составляющих устойчивого рыболовства, а, с другой стороны, эти подходы должны быть универсальны, чтобы могли применяться не только в рамках одной организации или соглашения, но и могли быть перенесены на другие.
-Все ли страны готовы унифицировать свои требования к ЭПЖ?
-Здесь хотел бы проиллюстрировать следующие моменты, которые активно обсуждаются на площадках НАФО, НЕАФК и СРНК. Когда судно, осуществляющее промысел, перемещается из экономической зоны одного государства в экономзону другого, а затем - в зону НЕАФК, НАФО и т.д., оно подает установленные для этих зон рапорты: на "вход", "выход", отчеты по совершаемым операциям. Инспектор, поднимаясь на судно, смотрит, в том числе, на соответствие поданных рапортов и данных в бумажном промысловом журнале. Если вместо бумажного промыслового журнала используется электронный, то сразу возникает вопрос, каким требованиям он должен соответствовать.
В рамках обсуждений, выдвигаемая некоторыми участниками идея о том, чтобы под каждую зону регулирования должен быть заведен свой ЭПЖ, не нашла поддержки. Во-первых, это означало бы, что на борту судна должно быть сразу 6 или даже 8 разных электронных журналов. Это требует от рыбаков дополнительных затрат на оборудование. При этом, надо следовать разным регламентам. Во-вторых, подобный подход подрывает принципы прозрачности и достоверности промысловой отчетности, нарушает ее непрерывность, что осложняет работу по противодействию ННН-промыслу.
Посмотрите, что, по сути, это означает: инспектор будет видеть только данные в ЭПЖ, относящиеся к его зоне ответственности. При этом он не сможет узнать "выходной" рапорт из другой зоны, какую деятельность судно вело в предыдущей зоне и что было у него на борту. Это может порождать как злоупотребления со стороны рыбаков, так и необоснованные претензии со стороны контролирующих органов.
Мое личное мнение: создание отдельного ЭПЖ для каждой зоны - это совершенно тупиковый, неэффективный путь. Очевидно, что надо идти по пути гармонизации регламентов работы электронных промысловых журналов, создаваемых разными государствами. Здесь необходимо активное участие российской стороны на всевозможных площадках, где обсуждаются подобные вопросы. И Центр мониторинга намерен усиливать свое присутствие на них.
-Что уже сделано на пути гармонизации электронной промысловой отчетности?
-С коллегами из других стран обсуждаются состав и структура рапортов; порядок передачи отчетов, порядок сбора и периодичность предоставления данных и т.д. Также в вопросе гармонизации отчетности должны быть выработаны общие походы, в том числе по наличию в определении переходного периода и порядка одновременного использования промыслового журнала как в бумажном, так и в электронном виде.
Так, некоторые страны уже устанавливают переходный период длительностью в год. И предполагают только по истечении этого срока полностью отказаться от бумажного журнала, если его электронная версия будет вестись правильно и без нарушений и, самое главное, что не будут выявлены расхождения в данных бумажного и электронного журналов. Такая позиция существует в Евросоюзе. Решения о переходном периоде будут приниматься индивидуально по каждому судну и судовладельцу. Следует учитывать, что в силу особенностей правового регулирования и различных этапах технических работ, сроки внедрения ЭПЖ в разных странах будут отличаться.
Процесс гармонизации займет определенное время и потребует плотного взаимодействия специалистов из разных стран. В данных вопросах понятна озабоченность норвежской стороны по поводу того, как российские контролирующие органы будут воспринимать разрабатываемый ими ЭПЖ. У нас идут активные консультации, и я надеюсь, что к 40-й сессии СРНК мы выйдем с конкретными совместными предложениями. Учитывая большой опыт российско-норвежского сотрудничества, глубину проработки вопросов во взаимных контрольно-надзорных мероприятиях, полагаю, что результаты, которые будут нами достигнуты, могут быть "как образцовые" распространены на другие международные и межправительственные соглашения.
Необходимость разным странам проводить скоординированную политику по данному вопросу очевидна. В качестве примера можно привести встречу руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего с Генеральным секретарем морских ресурсов Испании Алисией Вильяурис. Испанские коллеги предложили обсудить на рабочей группе в рамках меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области рыбного хозяйства проблемы внедрения электронного промыслового журнала. Со слов испанской стороны, они сталкиваются с определенными сложностями и затруднениями. Но это, скорее, не технические проблемы. В рамках данного формата необходимо будет обсудить общеметодологические подходы к порядку предоставления отчетности и регламенту проверки судов в рамках конвенциональных соглашений в области рыболовства.
-Возвращаясь с международной арены в собственную страну: на каком этапе сейчас находится внедрение ЭПЖ в России?
-В конце прошлого года мы провели тестовые испытания ЭПЖ на судах Северного бассейна. Кроме того, в рамках работ, определенных соглашением между Федеральным агентством по рыболовству и Роскосмосом, ОАО "РКС" совместно с ФГУ "ЦСМС" испытывали опытный образец отечественного аналога технического средства контроля позиции судов (ТСК), построенного на базе отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС и российской многофункциональной системы персональной спутниковой связи "Гонец". Одно из требований- возможность интеграции его работы с ЭПЖ.
Можно уверенно сказать, что технология отработана. В настоящий момент главные задачи - нормативно-правовое регулирование электронной промысловой отчетности, в том числе ЭПЖ, и создание необходимой технологической инфраструктуры. В рамках нормативно-правового регулирования Росрыболовство готовит предложения в действующее законодательство. Кроме того, на отработанной в ходе тестовых испытаниях технологии, Федеральное агентство по рыболовству ведет создание дополнительного функционала ЭПЖ по электронному таможенному декларированию.
Также проводятся работы, направленные на гармонизацию межправительственного взаимодействия в рамках Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Я думаю, что к середине осени будут уже практические результаты этих работ, которые могут быть рассмотрены на 40-й сессии СРНК.

Опыт внедрения ЭПЖ:

Испания
Евросоюз провел полную реформу рыбопромысловой политики, унифицировав правовые нормы разных стран в этой области. В числе обязательных новвоведений - ежедневное использование электронно-промыслового журнала (ЭПЖ). Испания стала внедрять ЭПЖ с 1 января 2010 года, в первую очередь на судах длинной свыше 24 метров. Сейчас действует "переходный период": в течение нескольких лет ЭПЖ будет установлен и на судах меньшего размера. Как не раз отмечали испанские власти, ЭПЖ позволяет органам контроля получать информацию о ежедневных уловах в реальном времени и контролировать вылов разных видов рыбы в зависимости от выделенной квоты. Квоты распределяются Евросоюзом между странами в пропорции, соответствующей историческим правам. Как только судно исчерпало свою квоту, то в реальном времени можно прекратить промысел. До сих пор все суда, где установлена новая электронно-промысловая система, используют и традиционные бумажные журналы, занося туда данные о видах выловленной рыбы, ее количестве, выделенных квотах, чтобы проверить надежность электронной передачи данных.
Норвегия
Согласно документу "ЭПЖ в Норвегии: состояние и вопросы внедрения", подготовленному делегацией Норвегии для постоянного комитета НЕАФК по контролю и принуждению, первые норвежские исследования системы электронной отчетности (ERS) были проведены еще в 1993г. Но прорыв в этой сфере произошел только в 2004г., когда ERS смогла заменить наблюдателей на одном из промыслов и была введена норвежскими рыболовными органами в качестве требования для норвежских судов при промысле в Антарктиде. В 2005г. норвежские суда были добровольно снабжены программой "SatRap", которая позволяла им регистрировать и отсылать рыболовным властям электронные рапорты через центр мониторинга рыболовства Норвегии. Пилотный проект по использованию электронного промыслового журнала начался в 2007г, когда свыше 20-ти норвежских траулеров были оборудованы специальным программным обеспечением. А в конце декабря 2009г. в Норвегии была принята национальная законодательная база по этому вопросу.
ЭПЖ в качестве обязательного был введен в июле 2010г. для норвежских судов свыше 21 метра, осуществляющих промысел в водах ЕС. С января нынешнего года все суда длиной 15 метров и более во всех водах обязаны вести электронный промысловый журнал.
Опыт внедрения показал, что не все капитаны судов сразу были готовы к новым информационным средствам. В начале внедрения были выявлены несоответствия, кроме того, не вся обязательная информация была включена в различные рапорты. Однако норвежцы считают, что пошаговое внедрение ЭПЖ, дающее рыбакам период для "проб и ошибок", принесло плодотворные результаты и может быть полезно для рыбаков, провайдеров и центров мониторинга.

ФГБУ "Центр системы

Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 1335
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2011 г. »
« июль »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31


.: Сегодня: 19.02.2025 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх