7 июля российско-норвежский договор о разграничении в Баренцевом море вступил в силу. С этого момента обе стороны могут приступать к исследованию ресурсного потенциала бывшей спорной зоны. В Норвегии оценивают данный район как очень перспективный с точки зрения нефтегазовой промышленности. Подтверждением особого внимания к нему служит начало норвежских исследований углеводородного потенциала в районе практически сразу после вступления Договора в силу. Как сообщил интернет-портал "BarentsObserver", в ночь на 8 июля стартовала экспедиция норвежского сейсморазведочного судна "HarrierExplorer" в район разграничения Баренцева моря.
В этой связи стоит отметить, что норвежцы приступили к сейсмическим исследования в условиях отсутствия ответов на ряд вопросов, которые волнуют рыбаков, и прежде всего российских.
Как рассказал "Рыбацкой газете" генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин: "Нас не устраивает ситуация, когда исследования проводятся при отсутствии информации о времени их начала, сроках и точном районе сейсмических работ. Такой информации мы не имеем ни от российской, ни от норвежской стороны". По мнению В. Никитина, решение об обмене такой информацией должно быть принято на межправительственном уровне.
Он также добавил, что на состоявшейся в середине июня встрече с норвежскими рыбаками было предложено обсудить на запланированном на октябрь семинаре по вопросу взаимодействия нефтегазовой и рыбной отрасли ряд предложений, направленных на минимизацию негативного воздействия освоения нефтегазовых месторождений Баренцева моря.
"Наши предложения заключаются в том, чтобы определить районы наиболее активного промысла в Баренцевом море и запретить сейсмические исследования в этот период. Ведь известно, как только начинает работать сейсморазведочное судно, рыба уходит из района исследований минимум на 2 недели.
Нужно определить участки в Баренцевом море, где вообще нельзя проводить сейсмогеологические съемки и ставить буровые вышки. Наконец, необходимо разработать четкие маршруты движения танкеров с учетом промысловых районов. Насколько мы знаем, с российской стороны этого не сделано", - рассказал В. Никитин.
Серьезная озабоченность рыбаков Северного бассейна в связи с начавшимися норвежскими сейсмическими исследованиями объясняется тем, что бывшая спорная зона является важным промысловым районом для российских промысловиков. "Здесь мы выбираем около 15% от всего вылова Северного бассейна. Работают в этом районе и траулеры и ярусоловы. Для норвежских рыбаков район границы разделения Баренцева моря не имеет такого важного значения, как для нас: они в этом районе практически не работают", - пояснил "Рыбацкой" ситуацию собеседник.
Евгений Вовченко
Рыбацкая газета
|