Принято считать, что рыбы в Волге становится все меньше - скудеет великая русская река... Однако год на год не приходится. Минувший, например, оказался в этом отношении поистине "урожайным".
Сделать такой вывод позволяют цифры, которыми с нами поделились в Марийском филиале федерального государственного учреждения "Средневолжрыбвод". Например, в 2006 году суммарный улов рыбопромысловых организаций республики составил 140 тонн, в следующие три - соответственно, 197, 172 и 174. А вот 2010-й резко выделяется из этого ряда, поскольку удалось наловить аж 230 тонн!
На первый взгляд, удивительно. Однако для специалистов разгадка очевидна. Оказывается, в начале нынешнего века на волжских просторах сложились весьма благоприятные условия для нереста и нагула рыбы. К 2010-му это благополучное поколение подросло - отсюда и щедрый "урожай". Помогло также... печально известное аномально жаркое лето. В то время как люди изнывали от зноя, лещи да окуни благоденствовали: в хорошо прогретой воде ускоренными темпами развивалась их кормовая база.
Кстати, вот еще несколько любопытных цифр. Больше всего, оказывается, в прошлом году промысловики выловили леща - 66,5 тонны. Совсем немного уступила ему плотва - 63,5. Следом с большим отставанием идут густера (33,8), окунь (17,5), чехонь (8,7), щука (7,3) и судак (6,4 тонны).
Есть признаки того, что и нынешний год порадует нас обилием рыбы на прилавках. Однако вместе с тем сохраняются поводы для серьезного беспокойства. Одну из проблем можно назвать "долгоиграющей", а связана она с режимом работы Чебоксарской ГЭС.
Сергей САВЕЛЬЕВ, начальник Марийского филиала ФГУ "Средневолжрыбвод":
- Южную границу республики омывают два водохранилища - Чебоксарское и Куйбышевское. Первое, выше по течению Волги, можно назвать более-менее благоприятным для рыбы, ее запасы и уловы здесь стабильны. А вот участок второго, прилегающий к плотине Чебоксарской ГЭС, - явно проблемный.
Дело в том, что каждую весну на гидроэлектростанции производят перестройку агрегатов. В результате упомянутый участок Куйбышевского водохранилища резко мелеет - когда на полметра, а бывает, что и на полтора. Печальнее всего то, что происходит это как раз в разгар нереста. И огромная масса выметанной рыбой икры оказывается над водой, засыхая на торчащих из нее кустах. Ущерб огромен - количество погибших икринок исчисляется сотнями миллионов! Больше всего страдают плотва, лещ, щука, язь. Густера, к счастью, нерестится позже, так что ее это бедствие касается в меньшей степени. Окуню и чехони из-за особенностей икрометания тоже повезло. Но большинству видов все же приходится несладко.
Есть ли выход? Пока, к сожалению, его не видно. Мы, конечно, отслеживаем ситуацию и не молчим. Дважды в месяц отсылаем в Росрыболовство свои рекомендации, направленные на то, чтобы удерживать стабильный уровень воды. Однако энергетики на это никак не реагируют.
Впрочем, снять остроту проблемы, хотя бы частично, все-таки можно. Рыбодобывающие организации предпочитают не ждать милости у ГЭС, а оказать рыбе-страдалице посильную помощь. Делается это путем установки плавучих искусственных нерестилищ, в которых икра не обсыхает. Изготавливают их главным образом из еловых веток, имитирующих луговую растительность. В нынешнем году, к примеру, было вы-
ставлено 56 тысяч таких "родильных домиков".
Насколько это эффективно? По подсчетам специалистов, в 2010-м рыба отложила в искусственные нерестилища 116 миллионов икринок, при этом 2,3 миллиона особей имеют все шансы дожить до половой зрелости.
И все-таки переломить незавидную ситуацию подобная мера не поможет - только смягчить. А конструктивного диалога с энергетиками до сих пор не получается - ведомственные интересы они блюдут свято...
Владимир Марышев
"Марийская правда"
|