English version
на Камчатке: 19.02.2025 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1974 г. Родился Батищев Николай Николаевич (ООО "Восточный берег")
В 1986 г. впервые отмечался Всемирный день защиты морских млекопитающих.
В 1988 г. распоряжением Совета Министров СССР создан Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства (ВНИЭРХ).

Новости


Россия



11 июля 2011

"Велосипед" "варежке" не чета

"Серега, работни!" - кричит матрос с палубы капитану на мостик. "Работнуть" - это подработать двигателем, чтобы слегка изменить курс. "Что за махновщина?! Где субординация?" - возмутится ретивый поборник дисциплины. И будет неправ: мы в море, на борту малого рыболовного бота "Ладога", ярусолова-прибрежника, что вправе рыбачить в узкой 12-мильной полоске между землей и открытым морем.
* * *
Найти "Ладогу" было непросто. На малой воде (отлив) бот "прятался" за настилом причала Териберских судоремонтных мастерских, только блин локатора выдавал притаившегося прибрежника да пограничник, по долгу службы пришедший проводить отправляющихся в море.
"Ладога" масштабами не впечатляет: 20 тонн водоизмещения и метров 20 длины, экипаж 4 человека - капитан и три матроса. В 17.25 отходим от стенки. Пока идем в точку постановки снастей, знакомимся на скорую руку.
Им всем около тридцати, только Федору Ковалеву, самому старшему годами, 44. Капитану Сергею Дмитриеву 32, он, как и Денис Дмитриев ("однофамильцы" - подсказало чутье опытного журналиста), местный, териберский. А вот Ковалев и Валерий Вергейчик - мурманчане. Валерий - балагур и хохмач, так и просится на советский плакат ко Дню рыбака - габариты боксера первого тяжелого веса, при рукопожатии моя ладонь (честно - немаленькая) тонет в его намозоленной лапище.
На переходе капитан в рубке, за штурвалом, ведет государственный разговор с руководителем комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Олегом Заболотским, чье горячее желание выйти в море помогло попасть на "Ладогу" и журналистам "Мурманского вестника". Разговор "государственный", потому что беседа вроде бы о мелочах, но она касается тем, от которых зависит жизнь всей Териберки и других прибрежных селений.
Как же так, недоумевает Сергей, раньше каждый в поселке мог на своей лодке выйти в море и наловить 15 кило трески в сутки. Норма не великая, но если продать ее на местный рыбзавод, хорошее подспорье семейному бюджету, с работой-то в Териберке негусто. Так отменили норму. Пограничники говорят: "Ловите хоть по 50 кг, но без права продажи". Странно это, нелепо - особенно, если учесть соседскую, норвежскую, практику.
18.33. Пришли в точку. Начали постановку яруса. Сначала за борт отправляется небольшой якорь, затем буй-реп и вешка, обозначающая начало снасти. Сам ярус - конец толщиной в палец - порциями метров по 400 уложен в 20 корзин. На "Ладоге" их, правда, именуют "кошелками", но вы же в курсе, что в море все зовется иначе: не стены, а переборки, не туалет - гальюн. Ярус с кормы потравляют в море: через каждые полтора метра крючки с наживкой - кусочками селедки. Снасть в кошелки уложена кругами-петлями, под каждую порцию наживки кладут бумажку, чтобы крючок не цеплялся за конец. Бумажка, конечно, промокает все равно, наживка проваливается и образуется "борода" (путаница). Можно бы использовать пергамент. Но дорого.
Деньги здесь считать умеют. "Порядок" - так тут величают 20 кошелок, снаряжают на берегу женщины из специального наживочного цеха. Владельцу "Ладоги" это обходится в 4 тысячи рублей. Сама наживка, 90 кг сельди, еще 1800 рублей. Прибавьте цену топлива, ремонта, плату за причал, электричество (на стоянках бот запитывается с берега), зарплату экипажа - немало получится. "Ярус - дело очень хлопотное", - итожит капитан.
19.16. Снасть поставлена, конец обозначен второй вешкой. Теперь ждать несколько часов, пока морские обитатели гирляндами, как нам бы хотелось, повиснут на крючках аж четырехмильного яруса. Матросы спускаются в… Не знаю, как это крохотное помещеньице назвать: камбуз (микроволновка, плитка на две конфорки, два чайника), столовая или салон - имеется телевизор. Рыбаки начинают картежную игру: режутся в переводного "дурачка". Играют азартно, с подначками и шуточными обидами. Но как-то несерьезно - счет не ведут.
Качает крохотную "Ладогу" во вроде спокойном море изрядно: в иллюминаторе по левому борту постоянно сменяют друг друга то синее-синее небо, то темное море. Это нам еще повезло с погодой! Когда задувает сильный ветер, "ладожане" прикованы к берегу. Бывают иные месяцы, когда из-за непогоды они делают один рейс (здесь его скромно величают "ходка"). В самом деле: несерьезно 12-часовой выход - или суточный, если ставят два "порядка" - называть большим словом "рейс". Тогда и заработок у рыбаков соответственный - 5 тысяч "рэ" - не зашикуешь. В хороший месяц делают до десятка "ходок", вот и считайте их доходы сами.
Правда, "ходка" на "ходку" не приходится, как известно, рыба - дело водяное. Сегодня эта "точка" сказочно уловиста, бывали подъемы по три с половиной тонны, а завтра "порядок" может принести лишь пару центнеров рыбы. Сергей Дмитриев сетует: "Плохо, что у нас, прибрежников, 12-мильное ограничение - смотрели по карте, отпускали бы хоть на 18 миль, там такие "ямки" хорошие есть - хотелось бы в этих местах порыбачить".
Сергей вообще пытливый товарищ - пытается понять, почему в одной и той же точке то густо, то пусто: может, смена течений или фазы луны влияют на поведение рыбы? Даже ездил за советом в Мурманск, в ПИНРО, но ученые не порадовали: "Мы прибрежную рыбу не изучаем".
Вообще-то Дмитриев по специальности… судовой повар, окончил ПТУ-16. Но молодого выпускника без опыта в большое море не взяли и он вернулся в родную Териберку, устроился на рыбзавод, обзавелся семьей, растит дочь и сына. А потом отучился на курсах ГИМСа (государственная инспекция маломерных судов) и стал капитаном. А еще работает пожарным. Когда он дежурит, его в капитанском кресле подменяет "однофамилец" Дмитриев. Как оказалось, Денис и Сергей - родные братья. (Где были мои глаза опытного журналиста при знакомстве?) Они и внешне очень похожи. У Дениса, кстати, тоже две работы.
А мурманчанин Федор Ковалев в жизни не думал, что станет моряком. Он в юности отслужил в каких-то очень "хитрых" войсках (в каких, блюдя подписку, и сейчас не говорит) и на 10 лет стал невыездным, потом переподготовка и еще "десятка". Какие уж тут моря и загранки… А оморячился после уговоров друга - владельца "Ладоги" Николая Калинихина. Его все устраивает. А жизнь в отрыве от семьи? Так если задует сильный ветер, он и Валерий прыг в авто и в Мурманск, к семьям.
Вергейчик из "ладожан" единственный видел дальние моря и страны, с 1990 года в тралфлоте. Но потом надоело:
- Да что я там видел? На рейде постоял, посмотрел на пустыню - Намибия или Мавритания, ну, заход в Санта-Крус, на Канары… Так что сейчас за заходы - утром пришли, а вечером уже улетел. Особо не разгуляешься.
Любит ли он погулять? Говорит, отшучиваясь: "Водка? А смысл? Здесь и без нее качает". Валерию сейчас бы в самый раз посвистеть, вызывая по мор-ской примете штормовой ветер: 4 июля в Мурманск вернулась жена с детьми из отпуска. "Еще не виделись, только по телефону потрещали. Вот, жду, когда задует". Но возвращенцы подопустошили семейный бюджет, и Вергейчик не спешит убедиться в верности другой приметы: "Не свисти - денег не будет".
…Мы дрейфуем в виду берега, там желтый маяк на фоне синего неба и белые пенные языки волн, пытающиеся "долизнуть" до маяка. И это при спокойном море - болтанка такая, что я успел обстучать все переборки всеми мыслимыми частями тела. Какая же свистопляска здесь царит в шторм?
Тем временем на палубе "Ладоги" Сергей Дмитриев и Олег Заболотский коротают часы ожидания в негласном соревновании - ловят рыбу на поддев. Капитан заметно удачливей, он уже вытащил три маленькие тресочки. Но вот и чиновник (вообще-то, Заболотский - выпускник средней мореходки, ходил в моря в Беломорской базе гослова) берет реванш: вытягивает пикшу, которая одна весит, как три капитанские рыбки.
А нам пора на подъем яруса - в 23.15 подошли к первой вешке. Даже не подозревал, что это такое увлекательное зрелище. "Ладожане" поднимают якорь ("О, не запутался - хорошая примета!"), цепляют ярус на механизм с мудреным названием вроде лебедки и - поехали! Первыми море отдало две небольшие пикши. А потом поочередно на борт пошли треска, камбала, зубатка. Были и "безбилетные пассажиры" - крабы, моллюски и очень много скатов. Их тут же отправляют за борт: краба ловить нельзя, а скатов, говорят, съедобных, некуда пристроить.
Уж извините за штамп, но "ладожане" работали как часы. Капитан на штурвале вел ботик. Вергейчик с "ляпом" - коротким багром, первым встречал рыбу - "ляпал". Кого-то из гостей отцеплял еще на подходе к лебедке и или бросал в ящик, или отправлял в море, а кого-то нежно подхватывал снизу (не втыкал в рыбу крюк), словно даму под локоток подсаживал в карету. Откуда такая избирательность? Уже потом, "после жатвы", Валерий объяснил: все зависит от того, как рыба взяла крючок - глубоко или не очень, если только чуть-чуть, надо "ляпать", а то сорвется.
Добыча, правда, все равно время от времени срывалась, и тогда с ловкостью жонглера ее отбирал длинным багром у моря Денис Дмитриев. Когда рыбы скапливалось изрядно, Денис и Федор Ковалев в два ножа принимались ее шкерить. За борт летят внутренности и головы, и к "Ладоге" в кильватер пристраивается эскадрилья чаек - настоящих, а не этих горластых гопников мурманских помоек.
От вида поднимающегося яруса невозможно было оторваться три с лишним часа. Пустые крючки вызывали чувство, похожее на личную обиду: "Ну как же так?!". Ящики заполнялись нехотя. "Пассажиры" поражали своим разнообразием: злобные хищницы - зубатки, уперто копошащиеся членистоногие, треска с выпученными глазами - смена давления, морской налим с розовым пузырем, рвущимся из пасти, - это все из-за того же давления просится наружу налимья печень.
Я узнал много новых слов: "варежка" - маленькая тресочка, "велосипед" - длинная тощая рыбина. А крупную треску мы с фотокором Львом Федосеевым нарекли сами - "слоником". Позируя, Денис поднял одного такого "слона" (это фото сегодня открывает газетный номер). Азартный Лева полюбопытствовал: "Кило на 20 потянет?". Денис только усмехнулся: "Не-ет, восемь. Не больше". Оно и понятно, в чужих руках рыба всегда толще.
…"Ладога" карабкается носом на волну. Полночное солнце на горизонте пытается - но все никак не может - сесть в море. Качка не килевая и не бортовая - болтанка, все сразу, бот выписывает какие-то замысловатые восьмерки сразу в трех измерениях. Стою на палубе, только вцепившись в фальшборт. А "ладожане" по-прежнему "ляпают", тяпают ножами рыбьи головы, являя чудеса баланса и эквилибристики. Знаете, рыбак - это высшая и совершенно особенная ступень эволюции человека. Как это будет на латыни? Homo mare? Homo navalis?
Ну вот. 2.30. Ярус поднят. В ящиках 200 кило пикши, 100 - трески и полсотни прилова - камбалы и зубатки. Негусто. Жаль… Завтра будет новый день. Но это опять будет день рыбака. Пусть следующая "ходка" станет удачней. А сейчас мы идем домой.
Петр Болычев, Териберка-Мурманск

Газета "Мурманский вестник"


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 916
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2011 г. »
« июль »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31


.: Сегодня: 19.02.2025 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх