Проблема обновления рыбопромыслового флота привлекает внимание судостроителей отечественного и международного уровня. Путям ее решения было посвящено рабочее совещание, состоявшееся 9 июня по инициативе ЗАО "ВП Финсудпром".
На совещании был представлен широкий спектр заинтересованных сторон. Рыбаков представляли: ЗАО "Рыбфлот-ФОР" (г. Калининград), рыбопромышленный холдинг "Карат" (г. Мурманск), ООО "Норд Пилигрим" (г. Мурманск"), ОАО "Архангельский траловый флот" (г. Архангельск), ОАО "Океанрыбфлот" (г. Петропавловск-Камчатский), ООО "Востокрыбпром" (г. Хабаровск), ООО фирма "Посейдон" (г. Холмск), Президент ВАРПЭ Ю.И.Кокорев, Президент Ассоциации добытчиков минтая Г.С.Зверев. От Росрыболовства - начальник Управления флота, портов и мониторинга А.В.Козлов. В работе совещания приняли участие представители ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", Внешэкономбанка, ЦКБ "Восток" ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта", Президент Ассоциации судоходных компаний А.Ю.Клявин. Со стороны организатора - генеральный директор ЗАО "ВП Финсудпром" И.А.Шехелев, представители проектных и судостроительных компаний: ПКБ "Петробалт" (г. Санкт-Петербург), ООО "Промстрой" (г. Санкт-Петербург), ООО "Нордик Консалтинг" (г. Калининград". От иностранных партнёров - представители компаний "Роллс Ройс", "Вартсила", "Скипстекниск".
Совещание было посвящено вопросам проектирования современных высокоэффективных рыбодобывающих судов, планируемых к строительству на новой верфи в Калининградской области. Участники совещания были проинформированы о начале строительства современной судостроительной "Западной верфи" в районе г. Светлый под Калининградом в соответствии с соглашением, подписанным между Правительством Калининградской области, ЗАО "ВП Финсудпром", Росрыболовством, Внешэкономбанком и ОАО "Объединенная судостроительная корпорация".
Перед ЗАО "ВП Финсудпром" - основным куратором реализации этого соглашения, стоит задача выработки единой концепции основных видов проектов судов для размещения их на строящейся верфи, определить количество заказов на их основе, решить вопросы финансирования. На верфи планируется строительство больших рыбопромысловых судов длиной свыше 65 метров. На ближайшую перспективу рыбной отрасли потребуется от 100 до 150 единиц крупнотоннажного рыбодобывающего флота размерами от 60 до 110 метров. Для окупаемости верфи необходимо строительство не менее 5 таких судов в год. На стадии подготовки бизнес-плана верфи, выработки объёма производства и ценовой политики, позволяющих конкурировать с западными партнёрами, необходимы конкретные предложения от рыбаков по наиболее востребованным проектам судов. Планируется в 2013 г. заложить первое новое судно.
Представители проектных и судостроительных компаний предложили ряд разработок различных типов судов. Отличительной особенностью современного судостроения является необходимость соответствия технических характеристик новых судов высоким экологическим требованиям. Таким требованиям отвечает, в частности, создание 2-х топливных двигателей (на дизельном топливе и сжиженном газе). Разработки новых проектов больших и средних судов были продемонстрированы ЦКБ "Восток", представителями иностранных проектных компаний. Представитель фирмы ""Вартсила" проинформировал, в частности, о готовом проекте судна на сжиженном газе, о проектах судов с использованием кормовых насосов для подачи рыбы из неводов в трюмы, что позволяет за счет уменьшения длины палубы уменьшить размеры судна и соответственно сократить затраты на его строительство.
Судостроители готовы при реализации заказов на строительство новых судов на основе выбранных рыбаками проектов удовлетворить потребности любого заказчика по комплектованию судов с приданием им свойств как специализированных, так и универсальных.
На совещании было отмечено, что для рыбаков остаются наиболее проблемными вопросы финансирования строительства судов и их ресурсного обеспечения, т.е. долгосрочного закрепления долей квот для перспективного планирования хозяйственной деятельности и расчётов за строящиеся суда. Рыбакам нужна перспектива в надёжности ресурсного обеспечения, например, в закреплении квот на 20 лет. Это станет фактором уверенности в размещении заказов на строительство судов.
Участники совещания были проинформированы о действующих финансовых схемах финансирования строительства судов на зарубежных верфях, а также о возможностях кредитования строительства с участием российских кредитных организаций, в частности, через ВЭБ-лизинг, Росэксимбанк.
На совещании были даны рекомендации рыбакам по участию в продвижении законопроекта о судоходстве и судостроении, который прошёл первое чтение, в части поддержки рыболовного судостроения.
В целом, рыбаки положительно восприняли строительство новой судостроительной верфи, которая может стать достойным конкурентом западным верфям при условии удовлетворения запросов на строительство современных, высокоэффективных и экономичных судов для рыбной отрасли.
ЗАО "ВП Финсудпром" совместно с проектными организациями и при участии судовладельцев подготовит ряд типовых проектов для заключения предварительных контрактов на их строительство на новой "Западной верфи" и будет регулярно информировать рыбаков о ходе реализации проекта по строительству новой верфи.
Пресс-центр ВАРПЭ
ВАРПЭ
|