Нарушение технологий при выращивании риса китайскими сельскохозяйственными бригадами в окрестностях озера Ханка может привести к тяжелым для края последствиям.
С одной стороны, само озеро загрязняется химикатами неизвестного происхождения. С другой - химический процесс грозит за несколько лет уничтожить плодородную почву рисовых чеков, разработанных еще в советское время.
"Мы встречались с руководителями хозяйств в Хорольском и Ханкайском районах, а также с местными чиновниками, - рассказал краевой депутат Александр Ермолаев. - В Ханкайской районной администрации мне дали познакомиться с результатами анализов проб воды из Ханки, которые они заказывали в лаборатории Владивостока. Этот документ у них "внутренний", скопировать они его не разрешили, но то, что я там увидел, ужасает. Там такие показатели, по которым ни беременным женщинам, ни детям даже близко к водоемам подходить нельзя, не говоря уже о том, чтобы разрешить населению ловить рыбу.
Поехали в поля. Кругом одни китайцы. Спрашиваем: кто у вас руководитель, они приводят русскую женщину - жену одного из этих китайцев, она говорит: давайте вы с нас возьмете штраф за весь год и больше не приезжайте. Местное население прячет китайские химикаты в сараях и банях, потом в этих же банях моются. Китайцы, в свою очередь, научились свои химикаты упаковывать в российскую упаковку. Т.е. внешне - мешки из-под российских разрешенных химикатов, а что внутри - неизвестно.
Мы, когда ездили по рисовым чекам, видели там дороги, которые перекрыты поваленными деревьями и трубами, чтобы на поля проехать нельзя было, видели также, как воруется вода из мелиоративной системы в самовольно вырытые китайцами каналы. По результатам поездки и разговоров с чиновниками и руководителями хозяйств у меня сложилось впечатление, что обстановка в ближайшее время меняться не будет".
Благодаря мировому продовольственному кризису цены на рис выросли, а площади посевов риса в Приморье увеличились примерно на 12 тыс. га, до 27 тыс. га в текущем году. Для сравнения: в советское время под рис в крае отдавали до 45 тыс. га. Во времена реформ посевы уменьшались до 3 тыс. га. Сейчас значительная часть рисовых полей обрабатывается китайскими бригадами, которые используют свои химикаты.
Беспокойство вызывают не только применяющиеся реагенты, но и сама технология. Если упрощенно, то рисовый чек перед посевом заливается водой, потом земля под водой вспахивается, а уже потом все сливается в мелиоративную систему. Это позволяет подготовить почву к посадке риса форсированными методами и при минимальных затратах. Но при этом вымывается еще и значительная часть плодородного слоя почвы, что грозит выработать ресурс поля за несколько лет. Кроме того, смытая почва попадает в озеро Ханка и загрязняет его. Существуют биохимические добавки, позволяющие за несколько суток очищать воду от мути, однако владельцы хозяйств не хотят идти на дополнительные расходы и приобретать их. "В результате такой работы мы просто потеряем пашни и, когда через несколько лет китайские арендаторы уйдут, они оставят нам рисовую пустыню", - считает председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного собрания Приморья Сергей Сидоренко.
"Из года в год нарушителями являются одни и те же хозяйства - ООО "Владимиро-Петровское", ООО "Полодородие", ООО "Рис Агро", ООО "Микс", ООО "Хорольфарм", ООО "Новосельское", - рассказал руководитель краевого управления Россельхознадзора Сергей Дымов. - Так, например, по результатам проверки ООО "Владимиро-Петровское" установленная площадь нарушений составила 320 га, при этом с 1 га почвы выносилось 5,5 т гумуса, так что общее количество смытого гумуса составило 1760 тонн, сумма ущерба - 5 млн руб. Нами было возбуждено производство об административном правонарушении, поданы в суд материалы о приостановлении их деятельности и инициировано уголовное разбирательство. Мы видим, что одни и те же люди делают одни и те же нарушения. Их позиция: сбрасывали и будем сбрасывать. С каждого гектара в результате смывается от 3 до 12 т гумуса. Этот слой уже не вернуть на поля, это невосполнимая утрата. На восстановление 1% гумуса в естественных условиях требуется более 100 лет".
По словам Дымова, в качестве дополнительных методов борьбы сейчас рассматривается ужесточение административных санкций, возможность увеличения штрафов за нарушения такого рода, а также отказа в выдаче квоты сельхозпредприятиям на использование иностранной рабочей силы.
Андрей ДЕМЕНТЬЕВ
"Конкурент.Ru"
|