На патрульном корабле "Андрей Евдокимов", который нес вахту в исключительной экономической зоне России, заметили рыболовное судно без флага и опознавательных знаков. Рыбаки на полном ходу спешили к берегам Японии. Так ведут себя браконьеры, рассчитывая поскорее сбыть выловленное.
По громкой связи пограничники потребовали остановки подозрительного судна. При преследовании требование повторяли, применяли и положенные в этих случаях пиротехнические средства. Знали: малейшее промедление - и нарушители окажутся недосягаемыми в территориальных водах Японии. К тому же браконьер изворотлив - оспешит избавиться от улова или исказить записи в промысловом журнале, чтобы все выглядело законным. Как тогда доказать обратное?
И вот - касание бортами. Но - рыбацкое судно разворачивается и вламывается носом в борт корабля пограничников. К счастью, удар пришелся выше ватерлинии - корабль остался на плаву и продолжил преследование.
В один из моментов, когда расстояние между бортами предельно сократилось, было принято решение на ходу высадить досмотровую группу. Страшно подумать, что могло бы случиться, если бы во время "каскадерских" прыжков борта отклонились хотя бы на пару метров. Но все обошлось.
Пограничники на чужом судне чувствуют себя уверенно. Достаточно сказать, что начальник досмотровой группы подбирается из наиболее опытных, квалифицированных офицеров. Он должен хорошо знать не только правила рыболовства, законодательные акты о государственной границе и континентальном шельфе, но и разбираться в устройстве рыболовных судов, особенно в расположении трюмов. Иначе не выявить запретный улов.
Капитана нашли в ходовой рубке. От него за версту несло перегаром. Быть может, именно поэтому он и не приказал избавиться от компрометирующей добычи. А это 32 тонны живого краба! Членистоногим повезло, их вернули в родную стихию, а браконьерское судно арестовали и на буксире доставили в Невельск.
Обо всем этом я узнал от командира пограничного сторожевого корабля "Холмск" Юрия Дюкова. Офицер именно с этого корабля действовал в качестве начальника досмотровой группы на "Андрее Евдокимове". Выпускнику Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. адмирала Макарова капитану 3-го ранга Дюкову 38 лет. Одиннадцать из них он прослужил на "Холмске". Шесть лет в должности командира охраняет границу и биологические ресурсы дальневосточных морей.
Наш разговор в канун профессионального праздника пограничников проходил в капитанской каюте стоявшего у причала "Холмска". Юрий Юрьевич вспоминал, как в 1995 году начинал службу на Курилах:
- Тогда под нашим наблюдением находились японские шхуны. Полсотни вертких суденышек появлялось обычно на рассвете в Кунаширском проливе. И если не было поблизости нашего сторожевого корабля, то они забирались на 10 - 20, а то и 50 кабельтовых в наши воды, ставили сети. На поверхности оставались лишь крохотные зеленые, под цвет моря, буйки. А сами драпали в свои воды. Мы нашли способ, как этому противодействовать: наши корабли стали дрейфовать, волоча за собой небольшие якоря. Ими и подцепляли браконьерские ловушки.
- Случалось всякое, - продолжает Юрий Юрьевич. - Нашему ветерану - капитану 2-го ранга Анатолию Сидорову (в 1980 - 1990-е годы он командовал пограничным сторожевым кораблем "Забайкалье") пришлось участвовать, можно сказать, в сражении с браконьерами. По соседству с сахалинскими пограничниками несли службу коллеги из Находки. Досмотровая группа одного из приморских кораблей высадилась на вызвавшую подозрение японскую шхуну (как выяснилось, она вела незаконную добычу красной рыбы и краба). Браконьеры неожиданно напали на пограничников и сбросили их за борт. Такой наглости, конечно, никто не ожидал. С нашего корабля спустили катер, чтобы задержать агрессивных иностранцев, но они успели скрыться в ночи.
При свете прожекторов была организована погоня с участием бригады российских кораблей соседних регионов. Шхуну обнаружили, однако пленить ее и транспортировать в наш порт оказалось делом непростым. Японские шхуны (их было несколько десятков) этому всячески препятствовали: опасно маневрировали, бросали на пути преследователей обломки досок, сети... Но криминальную шхуну все же "изловили" и сопроводили в наш порт.
По словам командира "Холмска", с годами браконьеров прибавилось, причем и с российской стороны. Рыбаки занялись криминальным бизнесом, переоборудовали часть судов на добычу валютоемких морепродуктов (краб, креветка) и теперь "хозяйничают" в своих водах, а уловы сдают в Японию.
Чаще всего пограничники имеют дело с судами, зарегистрированными в оффшорных зонах. "Пароходы" оформляются на подставных лиц, которые находятся за границей. На браконьерстве же попадаются только их представители. Причем команды этих судов, как правило, состоящие из наших соотечественников, порой и не подозревают, что участвуют в браконьерском промысле и при разоблачении могут понести уголовное наказание.
Но не только досмотрами и погонями занимаются пограничники по роду службы. Нередко они выступают в роли спасателей и поисковиков.
...В один из осенних ненастных дней команде "Холмска" пришлось выручать незадачливых туристов. Лихие ребята решили на катере из Невельска добраться до Монерона. У суденышка отказал мотор. Около четырех часов пришлось разыскивать в бушующем море попавших в беду.
Позже на том же острове при пожаре пострадал человек. Его состояние было крайне тяжелым. Чтобы доставить обожженного в больницу Невельска, отправили катер, но он мог и не успеть. В решающую минуту на выручку пришел быстроходный пограничный корабль.
Вот такая это морская служба.
В. СИРАК
наша справка
В 2010 году сахалинскими пограничниками задержано 77 судов, 57 из них - иностранные. Выявлено 207 нарушителей государственной границы, 540 нарушителей пограничного режима и 43 нарушителя режима в пунктах пропуска.
Органами дознания пограничного управления расследовано свыше 40 уголовных дел, 18 человек осуждено. Виновным лицам предъявлен ущерб на сумму свыше 4 млн. рублей. Завершено более 1 500 дел об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено около 1 300 физических и юридических лиц. Сумма возмещенного ими ущерба составила свыше 30 млн. рублей.
По решению сахалинских судебных инстанций за ведение незаконного промысла водных биологических ресурсов конфисковано 9 судов. Из незаконного оборота у браконьеров изъято более 580 т живого краба, морского ежа, трепанга. Значительная их часть возвращена в море. Предотвращенный ущерб составил свыше 490 млн. рублей.
Газета "Советский Сахалин"
|