Второй раз в течении месяца действия Пограничного управления находятся в центре внимание рыбного бизнеса. На этот раз особое мнение в трактовке закона об охране государственной границы приведет к тому, что рыба, идущая на российский берег, станет дороже из-за того, что при транспортировке рыбопродукции с Камчатки, Сахалина и Курил компании вынуждены будут платить сотни тысяч рублей штрафных санкций.
Капитаны в растерянности
Долгие годы суда из Приморья и Ванино, курсом в Охотское и Берингово моря, шли через пролив Лаперуза, и никогда не требовалось оформлять пограничный контроль между двумя российскими портами. Но несколько лет назад пограничные власти увидели в этом нарушение. Суть конфликта бизнеса и пограничников заключалась в том, что суда в каботажном рейсе пересекают государственную границу, заходят в исключительную экономическую зону и (или) территориальное море других стран без прохождения пограничного контроля.
Судовладельцы не согласились, доказывая, что действия пограничных властей несколько абсурдны. После многочисленных обращений моряков и рыбопромышленников пограничные власти были вынуждены по команде сверху перестать "кошмарить" дальневосточных моряков. Проблема прохождения пролива Лаперуза "каботажниками" была забыта.
Но на прошлой неделе Дальневосточной ассоциации морских капитанов вновь пришлось заняться этой проблемой - пограничники опять предъявили санкции. Судоходный бизнес бассейна несет финансовые потери, а капитаны судов в растерянности, так как не понимают суть предъявляемых требований людей в зеленых фуражках. Ассоциация пригласила на заседание представителей погрануправления.
Морская граница
К сожалению, пролив Лаперуза зимой часто забит льдами, поэтому судовладельцы вывозят рыбу в приморские порты, проходя Сангарский пролив. "Мой транспорт из Курильска везет рыбу во Владивосток. По пути следования мы выходим за пределы 12 миль, поэтому нас уже записывают в нарушители. За это нарушение мы платили 5 тысяч рублей штрафа. Однако наши юристы утверждают, что ваши действия незаконны. Вы произвольно толкуете свои приказы, для того, чтобы заниматься сбором денег. Более того, от нас требуют, чтобы судно прошло пограничное и таможенное оформление, то есть задекларировало груз. Таможенный орган, куда мы обращаемся, называет это бредом и отказывается декларировать, так как рыбопродукция идет в российский порт", - горячился на заседании представитель судоходного бизнеса.
У пограничников на этот счет, как всегда, особое мнение. В очередной раз объяснения с общественностью и бизнесом доверили начальнику береговой охраны пограуправления Владимиру ТОЛКАЧЕВУ. Он заявил, что нарушение границы и их требований влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ - административный штраф для должностных лиц (капитан судна) в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц (судовладелец) - от 400 тыс. до 800 тыс. рублей.
Владимир Толмачев честно признался, что данное нарушение касается только тех, кто будет проходить через Сангарский пролив. Так как проходящих по проливу Лаперуза есть команда не трогать. Почему нет такой команды по Сангарскому проливу - он не знает. "Я знаю только, что есть какое-то распоряжение, чтобы в Москве наше управление совместно с Минтрансом попыталось изменить норму закона. В какой стадии ведется эта работа, не знаю. Прежние ведомственные приказы отменены. Я просто выполняю приказ. Если я начну их обсуждать, то тогда нужно погоны снять", - признался капитан 1 ранга.
Все дело в деньгах
Начальник кафедры морского права Морского государственного университета им. Невельского Николай ЧЕПЦОВ уверен, что Пограничное управление активизировало свои действия после того, как сумма штрафа для юридических лиц поднялась до 800 тысяч за вторичное нарушение. "Поражает факт того, что нарушений по факту нет, но есть особая трактовка закона, нарушающая международное морское право. Нет правовых оснований для их действий".
Владелец другой судоходной компании в неофициальном разговоре пояснил, что бизнес перестал понимать действия местных пограничников. "У меня ощущение, что они, вместо функций по охране границы, увлеклись фискальными функциями. Есть спорная норма закона. В одном случае есть команда не трогать, в другом такой команды нет. Но есть штрафы 800 тысяч рублей, вот они и стараются".
Об этой проблеме знают и в Москве. Вопрос не раз поднимался рыбацкой общественностью, в частности, на совещании с руководством Пограничной службы ФСБ России в октябре 2010 г. и на Дальневосточном научно-промысловом совете в апреле 2011 г. Зимой на площадке Ассоциации добытчиков минтая шел разговор с первым заместителем начальника управления Департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России контр-адмиралом ЩЕРБАКОВЫМ. Московский гость тогда обещал разобраться. Видимо, пока решить вопрос не получается.
За все платит потребитель
Сегодня идет сельдевая путина. Вся рыба пойдет на российский берег, следовательно, за каждую ходку транспорта из района лова во Владивосток или из Владивостока в район лова транспортная компания будет платить по 800 тысяч рублей. Так как по неофициальным данным, есть негласная команда штрафовать уже и тех, кто ходит через пролив Лаперуза. Не за горами и лососевая путина, с Камчатки и Сахалина предстоит вывезти 300 тысяч тонн красной рыбы. По оценкам экспертов, транспортная составляющая при доставке морским путем в порты Приморья может подскочить до 3-4 руб. за кг. Для сравнения: перевозка по железной дороге до центра страны стоит около 7 руб. за кг.
С одной стороны, согласно 114-ФЗ о порядке выезда и въезда из РФ пересечение госграницы России гражданином РФ при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону или открытое море без захода в иностранные порты не рассматривается как "выезд из Российской Федерации" и как "въезд в Российскую Федерацию". С другой, судам, следующим каботажным рейсом из одного российского порта в другой порт РФ с пересечением государственной границы, но без захода в чужой порт, пограничный контроль проходить требуется.
И Дальневосточная ассоциация капитанов намерена поставить вопрос ребром.
"Золотой Рог"
|