В Совете Федерации обсудили вопросы обеспечения экологической безопасности при разведке и разработке месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе дальневосточных морей. В заседании "круглого стола", организованного комитетом СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды, приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, научных и общественных кругов, сообщает пресс-служба СФ, передает РБК.
Как отметил в своем выступлении председатель комитета СФ Виктор Орлов, успешный пример привлечения инвестиций позволил создать на Дальнем Востоке центр экономического роста, связанный с добычей нефти и газа. "Сахалинская область - сегодня единственный субъект РФ на Дальнем Востоке, самодостаточный в бюджетном отношении и имеющий высокие перспективы дальнейшего развития, - сказал он. - Доказано, что традиционная рыбная отрасль может успешно функционировать параллельно с нефтегазовой, а охрана окружающей среды при устойчивой и последовательной политике региональных и федеральных органов власти может стать центром конструктивного взаимодействия государства, бизнеса, общественности, коренных народов".
По мнению В.Орлова, в перспективе проекты по добыче углеводородов в Сибири и на Дальнем Востоке станут основой развития восточной части страны. "Всем этим проектам необходимо придать инновационный и технологически завершенный характер с выходом на конечную продукцию с наиболее высокой добавленной стоимостью, - подчеркнул сенатор. - Здесь принципиально важно использовать принцип экологически безопасных технологий, поскольку морская среда наиболее ранима в экологическом отношении".
В.Орлов заметил, что морские водно-биологические ресурсы, являясь источником жизни и деятельности для большой части населения Дальнего Востока, остаются недоиспользованными. В перспективе, по его словам, "главный рыбный цех страны" может дать 200 тыс. постоянных рабочих мест с учетом переработки и транспортировки рыбы. Но в то же время, обратил внимание сенатор, в Охотском море остается низким и уровень разведанности шельфа.
Выступивший с докладом начальник управления геологии нефти и газа Федерального агентства по недропользованию Павел Хлебников проинформировал участников "круглого стола" о состоянии и перспективах лицензирования участков недр, расположенных в акватории дальневосточных морей. По его словам, на сегодняшний день выдано 15 лицензий, по которым работают шесть недропользователей. Открыто 13 месторождений, в том числе три за прошлый год.
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Наталья Салаева в своем докладе сообщила, что начальные суммарные промышленные извлекаемые запасы нефти и конденсата оцениваются в 710 млн т, начальные суммарные запасы природного и растворенного газа составляют 1,7 трлн куб. м, основные запасы которых сосредоточены в шельфовой зоне. Возможные извлекаемые ресурсы нефти и конденсата оцениваются в 1,7 млрд т и газа - 3,7 трлн куб. м. "Назрела необходимость разработки и утверждения проекта федерального закона "О защите морей Российской Федерации от нефтяных загрязнений", - считает Н.Салаева.
В выступлениях участников "круглого стола" отмечалось, что осуществление промышленной добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе дальневосточных морей страны создает риск нарушения экологического равновесия морской и геологической среды в районах проведения работ и на путях транспортировки нефтепродуктов. Это усугубляется тем, что дальневосточные моря России характеризуются низким уровнем интенсивности естественной биологической очистки, что в случае аварийных разливов нефти может привести к длительному загрязнению морской воды, донных отложений и атмосферы. Поэтому необходимо создание четкой системы государственного мониторинга шельфовой зоны РФ для своевременного получения качественной информации о фактических и ожидаемых гидрометеорологических условиях и опасных гидрометеорологических явлениях, а также о загрязнении морской и геологической сред континентального шельфа и прибрежных районов. Было отмечено, что проблема нефтяного загрязнения морей представляет наибольшую угрозу по степени риска для здоровья людей и сохранения морских экосистем. Ликвидация последствий загрязнения нефтепродуктами требует привлечения огромных финансовых и материальных затрат. Для целей оперативного и эффективного реагирования на нефтеразливы выступавшими было предложено разграничить функции и полномочия уполномоченных федеральных и региональных органов исполнительной власти, устранив излишние административные барьеры, более четко определить порядок подготовки и привлечения аварийно-спасательных формирований к оперативной локализации и ликвидации разливов нефти, оценки их достаточности и готовности к проведению полномасштабных ликвидационных работ.
www.oilru.com
|