Два месяца работы в условиях таможенного союза прошли как в сказке, в злой и страшной сказке. Российский бизнес, особенно малый и средний, уже давно привык работать в условиях неопределенности и полного безразличия к нему со стороны властей. Но то, что происходит в последнее время в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), уже стало затрагивать и крупный бизнес. Например, Газпром рассматривает взаимоотношения с таможней как риск: коммерческий и финансовый.
Еще сложнее взаимоотношения с таможней в части ВЭД у ТНК-ВР, "Северсталь", у компаний разрабатывающих высокотехнологичное и инновационное оборудование. Можно еще долго перечислять, у какой компании какие сложности. Специфика всех этих сложностей во взаимоотношениях с таможней состоит в том, что там, где таможня по логике, по сути, по своему предназначению, по указанию, в конце-концов, Президента и Премьера должна снижать барьеры, упрощать процедуры, уменьшать транзакции и издержки, она все делает наоборот. Барьеры растут, процедуры усложняются и издержки увеличиваются! Плюс к этому, совершенно неожиданно для таможни "наступил" таможенный союз (ТС). И что мы получили? А получили мы таможенно-правовой вакуум. Законодательство ТС несовершенно - очень много пробелов и нестыковок. Этому вроде бы есть объяснение: крайне сжатые сроки формирования, согласования и оформления нормативной базы. Впрочем, эти же сроки были и у российской таможни для формирования необходимого минимума национального таможенного законодательства, к которому по многим вопросам отсылает Таможенный Кодекс ТС. Но и национальное законодательство не смогли или не захотели подготовить, - суть не в этом. Суть в том, что два месяца российский, и не только околотаможенный, бизнес, но и физические лица, то есть граждане России, и все те кто имеет дело с ВЭД живет по большому счету по Памятке, которую разработала и распространила ФТС 30 июня. Больше половина статей таможенного кодекса РФ признана не действительными, так как противоречат ТК ТС. Это в основном те статьи и положения, на которых строится таможенное администрирование, по которым осуществляется таможенное оформления и таможенный контроль.
В результате сложилась ситуация, в которой таможне можно все и вся, а бизнесу - ничего и никак. С одной стороны, Памятка позволяет должностным лицам таможни трактовать ситуацию так, как им выгодно, с другой стороны - бизнес не может даже опротестовать этот волюнтаризм таможни, хотя бы потому, что нет законодательной основы, регламентирующей права участника ВЭД. Памятка же даже в Министерстве юстиции не согласовывалась.
Две трети статей таможенного кодекса РФ признаны недействительны, а ТК ТС отсылает к национальному таможенному законодательству, которого нет! Очень оригинально строится правовое государство! Крайне специфично реализуется административная реформа, провозглашенная Президентом России!
Конечно, ради справедливости стоит признать, что в нынешнем положении дел виновата не только одна таможня. К сожалению, бизнес тоже отчасти виновен в таком положении дел. Виновен, что самоустранился от обсуждения вопросов национального таможенного законодательства. Виновен в том, что не может найти фундамент объединения в интересах выстраивания равноправных взаимоотношений с таможней, выстраивании системы сдержек и противовесов. Вот и получили - таможня не смогла, а бизнес не захотел, или наоборот: таможня не захотела, а бизнес не смог. Теперь это не столь важно.
В результате мы имеем полную неопределенность во всех вопросах таможенного администрирования и полное неравноправие взаимоотношений бизнеса и таможни. Видимо, бизнес еще не созрел к совместному отстаиванию своих интересов, а это между прочим, интересы российской экономики, интересы российских граждан. Причин тут может быть много, начиная от неготовности бизнеса работать в условиях прозрачности и предсказуемости, и заканчивая незрелостью логистического и околотаможенного бизнеса. Как следствие - правовой вакуум, вседозволенность в действиях таможенных органов.
Никак иначе нельзя объяснить действия таможни, когда сначала в феврале - марте таможня гнала всех участников ВЭД оформляться на границу, в рамках ею же придуманной и реализуемой Концепцией переноса, а уже в мае признала нецелесообразным переносить оформление к границе, и по большей части товаров решила вернуть оформление назад, в глубь страны, в Подмосковье. Как можно объяснить действия, которые предпринимает таможня по перераспределению товаров и грузопотоков, вопреки желаниям и интересов грузовладельцев, перевозчиков, а самое главное - здравому смыслу и основам логистики? Как можно объяснить деятельность комиссии ФТС, которая в июле месяце работала на Балтийской таможне? Комиссия вместо того, чтобы проверять соблюдение законодательства должностными лицами таможни, сама это же законодательство и игнорировала. По большей части бизнес для себя нашел ответы на эти вопросы. Российский бизнес так устроен, что он приспосабливается к любым условиям, побузит - побузит и приспособится. Приспособится и терпит. И нынешняя ситуация не исключение. Вопрос сейчас, наверное, в цене этого терпения. По всей вероятности, пока эта цена для логистического и околотаможенного бизнеса приемлема. Так и продолжаем мы барахтаться каждый сам по себе со своими проблемами, по отдельности, пытаясь устранить следствие, но не причину. Для устранения причин необходимы совместные усилия и действия, необходима активная позиция в отстаивании прав транспортного и логистического бизнеса, и околотаможенного в целом.
Генеральный директор ЗАО "Русский Логистический Провайдер" Кисс Руслан Юрьевич
Российский таможенный портал
|