Делегация Сахалинской области, во главе с губернатором А. Хорошавиным, побывала в Петропавловске-Камчатском, где председатель российского правительства В. Путин провел совещание по ключевым проблемам развития рыбохозяйственного комплекса страны. Подробнее об этом мероприятии рассказывает один из участников минувшей поездки, заместитель председателя правительства области Сергей Карепкин.
* * *
- Сергей Петрович, уже отмечалось, что на Камчатке обсуждался целый комплекс вопросов, волнующих островных рыбаков. В частности, о снижении цен на транспортировку их продукции в центральную часть страны. Какие же решения приняты?
- Цены на железнодорожные перевозки, особенно в разгар лососевой путины, волнуют буквально всех дальневосточных рыбаков. Например, отправка всего одной рефсекции из Владивостока до Москвы обходится в 1,2-1,8 млн. рублей.
Для сахалинцев она выходит еще дороже - в 2,5 млн. рублей, поскольку появляются дополнительные затраты при использовании паромной переправы Холмск - Ванино. Стоимость перевозки 1 кг мороженой рыбы составляет сегодня 15 рублей против прошлогодних 13,9 рубля. В целом, по расчетам специалистов Росрыболовства, транспортно-логистические затраты в оптовой цене мороженой рыбы достигают 15-25 проц. Все это сказывается на кошельке покупателя, который, в свою очередь, задает традиционный вопрос: "Почему рыба такая дорогая?"
И на минувшем совещании прозвучало предложение о том, чтобы перевозки рыбопродукции с Дальнего Востока дотировались из федерального бюджета. Выступивший с ним полномочный представитель президента в ДФО Виктор Ишаев отметил: если эти затраты покрыть хотя бы наполовину, то потребуется всего 6 млрд. рублей, а само финансирование можно провести в рамках федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. "Будет экономически выгодно поставлять рыбу не в Китай, а на российский рынок. Эта дотация станет мультипликатором развития дальневосточной экономики, - добавил полпред. - Следом пойдет рост производства, увеличение налоговой базы, а главное - появится наша продукция".
Глава российского правительства, в свою очередь, отметил, что предложение - интересное и поможет стимулировать развитие рыбной отрасли. Однако, по его мнению, необходимо ввести фиксированные тарифы на перевозки, чтобы не пришлось бесконечно увеличивать сумму дотаций. "Сезонное повышение расценок на железнодорожные перевозки во время путины недопустимо,- подчеркнул В. Путин. - Очевидно, что кто-то использует желание ОАО "РЖД" заработать, чтобы не пустить нашу рыбу на прилавки".
- Помнится, еще находясь в кают-компании камчатского траулера, В. Путин заговорил и о сокращении административных барьеров, которые мешают развитию отрасли. Какие же из них исчезнут?
- По действующему сегодня порядку выловленную в наших водах рыбу необходимо растаможивать, поскольку формально российское судно пересекало госграницу. На совещании В.Путин сообщил, что готовится постановление правительства, которым подобный таможенный сбор будет исключен. "Это действительно несправедливо, когда в нашей исключительной экономической зоне рыбаки ловят рыбу, а потом платят таможенный сбор, как будто это какая-то импортная продукция, - добавил он. - Чушь какая-то! Абсолютно с этим согласен. Это надо будет устранить". Глава российского правительства уточнил: потребуется также внести поправки в Таможенный кодекс, которые заодно будут согласованы с нашими партнерами по таможенному союзу - Белоруссией и Казахстаном.
В последние годы немало жалоб поступало от рыбаков на действия некоторых контролирующих органов. Особенно отличились здесь представители Россельхознадзора, которые то требовали проводить анализ в их ведомственных лабораториях, то не признавали документов своих же коллег из других краев и областей, настаивая на повторных проверках продукции из водных биоресурсов. И голос рыбаков услышан в правительстве. "Хочу здесь вас проинформировать: мы устраним всякие дополнительные виды контроля, - заявил на совещании В.Путин. - От места промысла до берега все нормы санитарного контроля будет контролировать Росрыболовство, а от берега до потребителя - Роспотребнадзор".
Приняты решения и по вопросу, поднятому еще в прошлом году в телеграмме, которую пять губернаторов Дальнего Востока направляли в правительство. Напомню: речь шла о предоставлении возможности судам прибрежного лова выходить на промысел в исключительную экономическую зону РФ. Рыба границ не признает, и когда она уходила из прибрежной зоны дальше в море, наши промысловики попросту не могли освоить уже выделенные ресурсы. В.Путин сообщил, что предложение дальневосточников поддержано правительственной комиссией. Одновременно решено упростить и ускорить оформление судов погранслужбой. Вместе с тем он подчеркнул: работающему в экономзоне крупнотоннажному флоту, наоборот, промысел в прибрежной зоне будет по-прежнему запрещен, поскольку это может нарушить биологический баланс и подорвать имеющиеся здесь ресурсы.
- Промысловый и транспортный флот сахалинских рыбаков немал - 685 единиц. Однако средний возраст наших судов составляет 26 лет, доля же новых не достигает даже 4 проц. Насколько известно, судостроение и модернизация флота очень детально обсуждались на минувшем совещании…
- Позиция правительства однозначна: сегодня рыбакам приходится идти на покупку новых судов и соответствующего оборудования за границей, однако надо понимать, что это - ситуация вынужденная и временная. Государственная политика нацелена на развитие российского судостроения, потому что без него мы скатимся в разряд третьестепенных держав. Естественно, для этого и можно, и нужно использовать опыт и современные технологии иностранных партнеров.
В. Путин сообщил, например, что сейчас планируется заложить две верфи с участием японских и южнокорейских инвесторов. Но глава правительства еще раз подчеркнул: с определенного этапа, когда наше судостроение пройдет модернизацию, для иностранного производителя на российском рынке возникнут ограничения. Поэтому для всех, кто сегодня трудится в судостроении или закупает его продукцию, эти долгосрочные правила должны быть понятны, их надо учитывать при планировании своей работы и дальнейшего развития производства и нашим рыбопромышленникам.
Сергей Сактаганов
РИА "Сахалин-Курилы"
|