26 августа 2010 года в Верховном суде в Глазго первые шесть шкиперов с Шетландских островов: Дэвид Хатчисон (69 лет), Роберт Полсон (47), Томас Юнсон (55), Аллен Андерсон (54), Джон Ирвин (66) и Аллистер Ирвин (61) признали факт нелегальных выгрузок (black fish) тысяч тонн сельди и скумбрии на общую сумму около £ 15 млн (EUR 18,3 млн).
Правительство Шотландии и Еврокомиссия приняли решение изъять часть квот на вылов у трех судов ( "Serene", "Charisma" и "Zephyr"). Эти рыбаки стали первыми в Европе нарушителями Мер регулирования рыбоовства, которые должны будут вернуть в казну деньги за нелегально-выгруженную рыбу и лишиться части квот на вылов по 2012 год. Беспрецедентность наказания заключается в том, что сейчас стоимость отобранных у судов квот гораздо больше тех денег, которые нарушители получили за счет нелегальных выгрузок, шкиперы потеряют значительно больше, чем получили в свое время.
По итогам длительной судебно-бухгалтерской экспертизы в 2005 году задекларированных и реальных доходов рыбоперерабатывающих фабрик Shetland Catch в Леруике и Fresh Catch в Питерхеде (в операции принимали участие 20 полицейских и рыболовных инспекторов) выявлено следующее. В период с января 2002 по март 2005 года на трех судах было совершено 200 рейсов с незаконными выгрузками сельди и скумбрии, добытых в районе о. Whalsay. На момент преступления сельдь и скумбрия, стоили £ 300 и £ 500 за тонну. Шетландские СМИ сообщают, что подсудимые выгрузили на береговые фабрики от 30 000 до 50 000 т пелагических рыб. Руководство Ассоциации шетландских рыбаков (SFO) обеспокоено таким решением суда, поскольку оно может оказаться сильным козырем в руках Исландии и Фарерских островов, действиями которых сейчас возмущены представители шотландской промышленности. В SFO пытаются защитить осужденных, заявляя, что случаи браконьерства имели место пять лет назад. С тех пор в культуре промысла произошли большие изменения. Сейчас промышленность полностью соответствует требованиям законодательства, нелегальные выгрузки рыбы ликвидированы, шотландский промысел скумбрии сертифицирован Морским попечительским советом. Но группе рыбаков-нарушителей придется вернуть в казну стоимость нелегально добытой в 2002-2005 годах рыбы в размере £15 млн (EUR 18,3 млн). Значительно сокращаются и квоты на скумбрию и сельдь для их траулеров по 2012 год.
The Press and Journal отмечает пикантность ситуации - некоторые браконьеры до настоящего времени занимали руководящие посты в Ассоциации рыбаков Шотландии. А эта организация сейчас наиболее активно выступает за введение запрета на выгрузку скумбрии с исландских и фарерских судов.
Обвинения в незаконных выгрузках предъявлены еще пяти шкиперам, их дела будут рассматриваться в течение следующих месяцев. Проверки выгрузок продолжаются. До процесса в Глазго суд в Леруике (Lerwick Sheriff Court) осудил 13 шкиперов за нелегальные выгрузки рыбы на фабрики Shetland Catch в Леруике и Fresh Catch в Питерхеде. К ответственности привлечены и руководители этих заводов.
Виктор Шевченко
Справка:
Леруик (Lerwick) - административный центр Шетландских островов на восточном берегу Мейнленда, главного острова архипелага в 90 милях от северного побережья Шотландии. Название порта сложилось из норвежских слов leir и vik, в переводе - Грязная бухта, известная ураганными ветрами в холодное время года. В конце 80-х-начале 90-х Леруик служил важным районом грузовых работ для российских рыбаков, промышлявших в Северной Атлантике, был центром обменных операций. Зимой на рейде порта бросали якоря до 50 крупнотоннажных траулеров и плавбаз, в основном мурманских и калининградских. После летне-осеннего промысла в Норвежском море эти суда переходили на приемку и обработку уловов скумбрии и сельди с шотландских сейнеров-траулеров. В последующие годы ситуация изменилась - почти все работы по снабжению российских судов и перегрузкам рыбы стали осуществляться на рейде Торсхавна, шотландские рыбаки все свои уловы начали сдавать на береговые фабрики. Как впоследствии оказалось, некоторые из них в этот период и начали хулиганить, выгружая незадекларированную рыбу. Обычно для контроля выгрузки сырца на промысловое судно должен прибыть инспектор. Но под покровом ночи можно было с погашеными ходовыми огнями тихо подойти к причалу фабрики, выгрузить часть улова по договорной цене и только потом пригласить на борт инспектора или сообщить о вылове. На этом участники операций не только хорошо зарабатывали сами, экономились судовые квоты, поскольку в официальной статистике такие уловы не отражались.
Рыбацкая газета
|