Шесть ускоренных рыбных эшелонов уже оправлено в центральную часть России. Напомним, что первые рыбные поезда были оправлены с Дальнего Востока еще в прошлом году, когда выяснилось, что рекордные объемы лососевой путины невозможно доставить в центральную часть России. На данный момент ажиотажа, связанного с вывозом рыбопродукции из Приморского края, нет. Основной игрок на рынке - компания "Дальрыбопорт" уже оправила рыбными поездами более 1200 тонн лососевых.
Лосось "уходит" в рыбных поездах
"С наличием подвижного состава проблем нет, - рассказывает заместитель генерального директора компании "Дальрыбпорт" Дмитрий ЛЕГКИЙ. - Ускоренные поезда состоят из вагонов-термосов и рефрижераторных секций. В составе первого ушло 38 вагонов, во втором - 39. В то же время мы отправляем рыбопродукцию и в составе обычных поездов. За июль компания оправила 9700 тонн".
По словам портовиков, "красная" путина еще не закончена, но уже ясно, что она не оправдала надежд. По состоянию на 16 августа предприятия Камчатского края выловили более 120 тыс. тонн тихоокеанских лососей. Основу промышленных уловов составила западнокамчатская горбуша. На Сахалине путина продолжается. Поэтому основная нагрузка на рыбные порты придется на конец августа - начало сентября. Но уже сегодня понятно, что "красная" рыба будет в дефиците. В компании "Дальрыбпорт" пустуют морозильные мощности, рассчитанные на 12 тысяч тонн. Такой плачевной ситуации в разгар путины не было уже много лет.
В то же время стоимость транспортировки рыбы, даже без ажиотажа, очень высока. Почти во всех транспортных компаниях стоимость рефсекции до Москвы - в среднем 1,8 млн рублей. По мнению участников рынка, высокие цены стали возможным из-за политики основного игрока на рынке подвижного термического состава - компании "Рефсервис". В данный момент компания сдает в аренду рефсекцию по 1,2 млн руб.
В общем, как и ожидалось, "Рефсервис", имея в собственности самый большой парк подвижного состава, выставил максимальные цены для транспортных компаний. Причем самостоятельно "Рефсервис" рыбу не возит, а сдает в аренду свой грузовой парк. По прогнозам экспертов, не исключено, что в конце августа компания еще накинет на свои услуги. Правда, в этом году руководству "Рефсервиса" тяжело мотивировать свою высокую ценовую политику. В прошлом сезоне представители компании утверждали, что им пришлось значительно потратиться на то, чтобы расконсервировать подвижной состав, в эту путину этих издержек компания не несла.
Переработчики останутся без нерки
Между тем значительно выше и цена на лосось. Так, в опте предложения по горбуше менее чем за 60 рублей за кг не встречаются. Что касается нерки, то обнадежить дальневосточников нечем. В данный момент почти все объемы нерки, выловленной легально, скуплены японскими компаниями. Печально, но факт: японские фирмы предварительно производят оплату рыбакам, поэтому куда будет продаваться рыба, даже не обсуждается. Пока нерка оптом стоит 170 рублей за кг, но эта цена долго не продержится.
"Переработчики рыбы уже к концу года будут искать, где купить рыбу. Нерка - самое популярное на Дальнем Востоке сырье, из которого можно произвести востребованную качественную продукцию. Японские компании приобретают высококачественное сырье. На внутренний рынок поступят совсем небольшие объемы, при этом качество этой рыбы будет гораздо хуже. Технологически нерку заменить кижучем или кетой нельзя, - утверждает генеральный директор компании "ПРЗ ПРИМ" Александр КОЗЛОВ. - Мы ожидаем, что в этом году качество рыбы, поступающей на внутренний рынок, будет на "тройку". Но и этой рыбы всем заводам не хватит, особенно это коснется небольших предприятий, не имеющих финансовых возможностей приобрести большие партии сырья в сезон".
Тем временем вести с промысла неутешительные. Ситуация на рыбалке на Сахалине идентична Камчатке: шторма, подход лосося не стабилен. По предварительной информации, часть рыбодобывающих предприятий не успевает выбрать свои квоты, так как на их участках уже прошел основной ход лососевых. "Уже ясно, что в ближайшее время трейдеры начнут закупать большие партии по мере поступления транспортов с Камчатки и Сахалина. Тенденция к тому, что в этом году рыба с крупного опта будет сразу уходить на закладки переработчиков", - рассказали "ЗР" в одной из оптовых компаний.
Совсем плачевно будет, если, как и в прошлом году, на рынок выйдут китайские компании. Вероятность того, что они прикупят на Дальнем Востоке 100-150 тысяч тонн, существует. Тогда даже народной горбуши населению не хватит, соответственно, рост цен - минимум 30-40% к концу года.
Юрий Нурмухаметов
"Золотой Рог"
|