Россия готовится ратифицировать Конвенцию МОТ 2006 года "О труде в морском судоходстве", не внося изменений в Трудовой кодекс. Но без законодательных поправок, выделенных в отдельную главу, Конвенция превращается в фиктивный документ, действенность которого фактически сводится к нулю.
Сводная Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве была принята на 94-й Конференции Международной организации труда (МОТ). Эта Конвенция должна стать единым согласованным актом, регулирующим труд моряков. Состоит она из пяти разделов и представляет собой свод стандартов условий жизни и труда моряков, а также содержит меры по обеспечению выполнения этих стандартов со стороны правительств и судовладельцев. Предполагается, что в ближайшие пару лет конвенцию ратифицируют все крупнейшие морские державы, включая Россию. Но и здесь чиновники из Минтранса и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в очередной раз умудрились найти для нашей страны особый и весьма специфический путь.
Вместо того, чтобы разработать единый нормативный акт, который бы содержал все требования Конвенции, не урегулированные законодательством РФ, и внести изменения в ТК РФ в виде специальной главы, межведомственная комиссия по подготовке к ратификации Конвенции МОТ 2006, возглавляемая двумя заместителями министров Сафоновым и Аристовым, решила ограничиться изданием подзаконных актов. В нашей стране каждое министерство ежегодно штампует пачки таких документов. Но, как показывает практика, о существовании большинства подобных актов и межведомственных приказов знают только сами авторы этих "писулек", а рядовые чиновники на местах и граждане о законодательных нововведениях частенько даже не догадываются.
В Конвенции же есть целый ряд требований, который не закреплен законодательно в Трудовом Кодексе РФ. Например, нет норм по трудоустройству моряков при посредничестве соответствующих организаций, их взаимоотношения между собой и с судовладельцами работодателями). Ничего не сказано в ТК о медицинском обслуживании экипажей, питании, социально-бытовом обслуживании членов экипажей на борту судов и в порту. Не прописано то, как должна проходит репатриация моряков, включая обозначение материальной ответственности государств в случае несостоятельности судовладельца. Кроме того, в законодательстве РФ нет норм, направленных на обеспечение централизованного статистического учета данных о происходящих производственных случаях и профессиональных заболевания членов экипажей, их обобщение, анализ и выработку профилактических мер, а так же соблюдение и обеспечение выполнения Конвенции. Так что создание единого нормативного правового акта - федерального закона, который бы создавал целостное восприятие всех конвенционных требований, напрашивалось само собой. Достаточно было принять соответствующие дополнения и изменения в ТК в виде специальной главы 51-1 (раздел ХII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников") под условным, скажем, названием "Особенности регулирования труда членов экипажей российских морских судов", и тогда бы любой моряк, раскрыв при необходимости ТК, мог бы узнать все о своих правах, гарантированных законом и Конвенцией. Теперь же все конвенционные требования будут разбросаны по межведомственным подзаконным актам, спрятанным в недрах сайтов министерств. Найти такие документы нелегко даже профессиональным юристам, что уж говорить о простых моряках. А ведь Конвенция МОТ о труде в морском судоходстве создана специально для них. Недаром же эксперты уже успели назвать ее "Биллем о правах моряков".
Еще на начальной стадии подготовительной работы по ратификации Конвенции РПСМ настаивал на принятии закона, вносившего поправки в ТК РФ. Кроме того на парламентских слушаниях по теме "Развитие российского законодательства в социальной сфере: перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией конвенций МОТ" депутаты Госдумы РФ так же высказывались о необходимости подготовки подобного законопроекта руководителями Минтранса РФ и Минсоцздравразвития России. Были приняты даже соответствующие Рекомендации, а в рамках НИР подготовлен законопроект и его концепция. Но, увы, ни на одном из заседаний межведомственной комиссии это вопрос не обсуждался, хотя от ее имени в Правительство РФ как всегда подготовлен бодрый рапорт о практически полном отражении в нашем законодательстве всех конвенционных требований и об успешном завершении подготовки РФ к ратификации Конвенции. Мол, все в порядке.
Меж тем ратификация Конвенции не за горами. Уже в скором времени думское большинство в едином порыве проголосует "за". После чего документ будет подписан президентом, и в теленовостях покажут слащавый сюжет о том, что жизнь российского моряка отныне будет соответствовать международным стандартам. Одни словом, ратификация обернется большой профанацией, что в переводе с греческого означает "искажение благой идеи или здравого смысла". Впрочем, искажать любые благие начинания нашим чиновникам не в первой.
Российский профессиональный союз моряков
|