Парадоксально, но факт - в омываемой тринадцатью морями стране нормальной рыбы по доступной цене на прилавках днем с огнем не найти. Виноватые находятся всегда. То чиновники, запутавшие в своих сетях предпринимателей. То браконьеры, запугавшие честных рыбаков. Однако чаще всего пеняют самих рыбаков, которые, дескать, в погоне за прибылью увозят все за границу.
При этом из поля зрения выпадают основные звенья товаропроводящей цепи: транспортники, портовики, трейдеры и другие посредники, заставляющие "рыбу ждать" пока она, наконец, попадет на стол потребителю. Рекордная лососевая путина 2009 года (550 тыс. тонн!) наглядно это продемонстрировала.
Нарушение ритма поставок рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные районы страны потребовало вмешательства первого вице-премьера Виктора Зубкова, который поручил руководству "РЖД" и Росрыболовства принять соответствующие меры для разрешения сложившейся ситуации. По словам Виктора Зубкова, рыбная отрасль играет немаловажную роль в обеспечении продовольственной безопасности государства и во многом определяет здоровье и продолжительность жизни нации. Реакция последовала молниеносно, оно и понятно. Не ясно одно, почему компании, которые декларируют свою социальную ответственность, в экстремальных ситуациях начинают искать на кого бы данную ответственность переложить.
На апрельском Дальневосточном научно-промысловом совете были озвучены важные цифры - 341 тыс. тонн лососевых на путину 2010. С учетом того, что прогноз по Восточно-Сахалинской и Западно-Сахалинской подзонам может быть скорректирован в плане увеличения объема до 100 тыс. тонн, ожидаемый улов рыбы вряд ли перешагнет планку в 400 тыс. То есть такой путины, как в прошлом году, ждать не следует. Однако это не исключает повторения прошлогоднего сценария.
Оптовиков заранее готовят к тому, что стоимость рефсекции в разгар "красной путины" составит 2 млн. рублей. Если в прошлом году проблемы возникали из-за железнодорожников и самих оптовиков, то в этом виновными хотят назначить грузы для строительства объектов саммита АТЭС на острове Русский, цитирует портал interfish-expo.ruпредставителя компании "Рефсервис".
"По словам представителей компании "Рефсервис", брошенные поезда с рефсекциями в этот период на ближайших к Владивостокскому узлу станциях простаивали из-за отсутствия заявок на погрузку от клиентов. Во Владивостоке станционные пути уже были заняты рефсекциями, не востребованными грузоотправителями. Именно в этот момент цена на транспортировку возросла по максимуму.
В пик лососевой путины стоимость рефсекции до Москвы даже небольших частных компаний доходила до 1,8 млн руб. Однако ситуация в этом году может сложиться не менее тяжелая.
Далее представители "Рефсервиса" рассказывают, как они готовятся разрешить ситуацию ("Этим летом ОАО "Рефсервис" уже заранее направляет во Владивосток свой специализированный подвижной состав") и как у них из этого ничего не получится.
Снова будут заторы - на этот раз по вине строителей саммита, снова придется срочно вывозить рыбу по взвинченным ценам за 4-х вагонную "рефку".
Озвучивание проблемы со стороны транспортной компании, которая является одним из крупных игроков рынка (на ее долю приходится около 30% перевозок в ПК), могло бы показаться заботой обо всех игроках рыбного рынка. Если бы не заявление Генерального директора ОАО "Дальрыбпорт" (и депутата Думы Владивостока, кстати) Людмилы Талабаевой в беседе с корреспондентом делового издания о том, что "рыбный порт готов выступить стратегическим партнером ОАО "Рефсервис"".
Чтобы вывезти с территории порта выловленную рыбу, недостаточно договориться об объемах покупки и способах оплаты. Ее настоятельно рекомендуется вывозить по правилам ОАО "Дальрыбпорт".
На сегодняшний день ни одна транспортная компания не может подобраться со своим вагоном-холодильником к территории порта, где выгружается и хранится вся добытая на Дальнем Востоке рыба.
Продукцию надо вывозить только рефсекциями транспортной компании, которая является оператором "Дальрыбпорта".
Одни участники рыбного рынка мирятся с таким положением: "Как только начинается красная рыба, цены на рефсекции повышаются - это обычная практика". Другие называют вещи своими именами: "на территорию порта не пускают чужие "рефки", грузить и вывозить рыбу можно только на их подвижном составе". Хитрости третьих - поставить свои вагоны в тупике и вывезти рыбу с территории порта на машинах - наказываются рублем.
"Можно, конечно, вывозить рыбу с территории порта на грузовиках и перекидывать ее на свои вагоны-холодильники, которые стоят в железнодорожных тупиках. Но стоимость вывоза на своем транспорте обойдется гораздо дороже, чем, это будет сделано по схеме, предложенной "Дальрыбпортом", - говорят они.
Руководство компании того самого порта сразу заявляет - ажиотаж с вывозом рыбы в 2010 году может быть таким же, как и в прошлом году. Стоимость рефсекций снова поднимется. В 2009 году все объяснялось тем, что рыбные оптовики сбивали цену на лосось, хранящийся на складах. В этом году, предупреждает дирекция порта, могут помешать грузы саммита АТЭС, которые идут встречным потоком на Владивостокский узел и превращают станцию "мыс Чуркин" в "узкое горлышко" региона.
У оптовиков, которые не согласны со сложившейся ситуацией, свое мнение: "Компания "Дальрыбпорт" - монополисты. "Они не пускают чужие рефсекции на территорию порта. Таким образом, всю рыбу с территории порта хочешь-не хочешь, а будешь вывозить на подвижном составе оператора "Дальрыбпорта".
Не хочешь играть по таким правилам - не занимайся рыбным бизнесом. Других путей нет. "Порт просто поставил свои расценки и работает. В пик путины стоимость четырехвагонной рефсекции при стечении ряда факторов достигнет 2 - 2,2 млн рублей".
Кстати, снизить цены "Рефсервис" не сможет - снова компании мешают объективные причины. Потому что, снова цитируем портал interfish-expo.ru, "по словам менеджеров компании, за транспортировку рыбы в среднем "Рефсервис" получает около 8 руб. с килограмма. Из них отдает 4 руб. железной дороге".
Рыночный эгоизм и монопольное положение отдельных участников транспортно - логистической цепочки поставки свежемороженой рыбы с Дальнего Востока вытравливают сам рыночный дух бизнеса, создавая условия, при которых одни - работают в убыток, а другие "посредники" получают сверхприбыль, снижая при этом эффективность системы продовольственной безопасности государства.
А жители Дальнего Востока могут только сетовать на постоянно растущие цены на рыбу и тяжко вздыхать... А может стоит спросить некоторых народных избранников "от рыбы" - доколе?
РИА "Дейта.ру"
|