Правительство готово расстаться с пакетами акций 10 крупнейших контролируемых государством компаний и банков в 2011-2013 годах, чтобы привлечь по крайней мере 30 млрд долл и тем самым компенсировать дефицит федерального бюджета.
Работа над программой продолжается, объявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, и предварительный перечень компаний, пакеты акций которых могут быть предложены к продаже в 2011 г, будет готов до внесения проекта федерального бюджета в Госдуму, то есть до 1 октября.
Известно, что государство планирует продать только миноритарные доли, а не контрольные пакеты. Кроме того, будут использованы как рыночные размещения, так и продажа стратегическим инвесторам. В частности, стратегических инвесторов государство намерено искать для объектов транспортной инфраструктуры, например аэропортов.
Минэкономразвития, как признала министр, исходило из того, что "приватизация должна носить не только фискальный характер и не столько приносить доходы в бюджет, приватизация для нас - это возможность повлиять на структуру российской экономики". Министр пояснила, что считает чрезмерной долю государственного сектора в экономике. "Мы заинтересованы в развитии конкуренции, развитии частного сектора, а доля государства должна падать".
Этот этап приватизации не приведет к тому, что доля государства в экономике снизится, - считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, у которого правительственные планы вызывают некоторые опасения. "Я ждал момента, когда начнется приватизация, - говорит он. - А для этого должны быть соблюдены некоторые условия. Во-первых, должны поменяться менеджменты в крупных компаниях, во-вторых необходима концентрация необходимых капиталов. Кроме того, необходим очевидный предлог для проведения приватизации. В данном случае, этот предлог - серьезный дефицит федерального бюджета". Власти ожидают, что в 2010 году он составит 5,4 проц. В настоящий момент все условия "вызрели", говорит он.
Сама приватизация вызывает у И.Николаева чувство тревоги. "Я не уверен, что те предприятия, которые будут предложены инвесторам, не уйдут "заданным" покупателям", - говорит он. Модель российской экономики по-прежнему спекулятивна, отмечает эксперт. Интерес к продаваемым пакетам будет спекулятивный, и в пользу этого говорит, например, тот факт, что продаются миноритарные доли. Россия ничего не сделала для того, чтобы изменить ситуацию, и спекулятивная модель будет лишь только укрепляться.
В США принимается закон о финансовом рынке, в Китае заняты "охлаждением" экономики", - рассуждает эксперт. А в России не делается ничего, сетует он.
Кроме того, немаловажно учитывать реакцию населения на приватизацию, учитывая довольно прохладное отношение россиян к прежним попыткам справедливой продажи госсобственности. "Мало кто скажет, что предыдущие этапы были честные и справедливые", - говорит А.Николаев. - Поэтому подготовка должна происходить ответственно, чего пока не наблюдается. Уже глядя на эту "чехарду" со списком, можно судить о качестве подготовки.
Напомним, приватизационный список поражает изменчивостью - до сих пор не очень ясна, включена ли в него "Транснефть". "Приятно понимать, что государство выходит из собственности, но, тем не менее, остается чувство тревоги, заключает он.
Не слишком оптимистичен и начальник управления ФГУ "Аналитический центр при правительстве РФ" Леонид Богданов, которому хотелось бы, чтобы "приватизация была заявлена в виде программы". Необходимы четкие цели, а также индикаторы, по которым общество могло бы судить о том, как выполняется программа. "Без четко поставной цели непонятно, что страна получит на выходе", - говорит он.
Тем не менее, из всех инструментов по сокращению бюджетного дефицита - повышение налогов, снижение расходов, выход на рынок внешнего займа, приватизация является самой политически безопасной мерой. С другой стороны, как отмечает Л.Богданов, Россия в этом смысле не соответствует европейским тенденциям. "Если обратить свой взор на Восточную Европу, то можно увидеть, что там происходит строго противоположное", - говорит он. - Эстония, например, ренационализирует железные дороги и компанию - национального авиаперевозчика".
Есть, кстати, еще один способ борьбы с бюджетным дефицитом, отмечает эксперт. Например, повышение эффективности использования госсобственности и получение более высоких доходов. Мера уже заявлена в программе повышения бюджетных расходов, но пока у властей до этого трудоемкого дела просто "не доходят руки".
Кроме того, необходимо следить за использованием полученных средств - они не должны пойти на текущее потребление, убежден Л.Богданов. Нужно повышать качество государственного управления финансовыми активами, - говорит он. "У нас есть выбор: либо учиться управлять госсобственностью, либо - средствами от ее продажи". Новых средств не будет, поскольку продать что-то можно лишь единожды, заключает он
Прайм-Тасс
Реплика:
Р.КАРИМОВ: Минфин предлагает пополнить бюджет на 900 миллиардов рублей за счет продажи госпакетов акций десяти крупнейших госкомпаний. Но стоит отметить, что контрольный пакет акций всё же остается у государства. Как вы думаете, к чему это приведет?
Е.ЧИЧВАРКИН: Это приведет к тому, что наворовавшие себе сотрудники этих же компаний - государственные чиновники - решили какой-то частью владеть и продадут сами себе. А потом будут просить у государства денег, накачивать капитализацию и богатеть за счет этого. Другой мысли в голову мне почему-то не приходит.
|