Цепочка ярко-оранжевых буёв покачивалась на воде. Пограничное патрульное судно "Аргал" подошло ближе. Сомнений не оставалось - некто неизвестный выставил в запрещенном для промысла лосося конвенционном районе дрифтерную сеть.
Пятикилометровая "стена смерти", а именно так именуют дрифтер активные борцы с данным видом промысла, была установлена давно. При выборке сети пограничникам стало понятно, что ее хозяин побывал здесь, по крайней мере, пару недель назад. От рыбы и птиц, попавшихся в ловушку в первые дни после постановки сетки, уже практически ничего не осталось.
К слову сказать, японцы, которые в соответствии с международным соглашением ведут промысел лосося в Беринговом море, устанавливают дрифтер всего на шесть часов. Но и за это время, запутавшись в сетке, помимо рыбы, гибнет огромное количество морской живности и птиц.
Но вернемся к хозяину обнаруженного "Аргалом" дрифтера. Название судна и его государственную принадлежность выяснить сегодня проблематично. Между тем нет никаких сомнений в том, что место преступления браконьер покидал спешно и вернуться за уловом не рискнул. По всей видимости, нарушителя спугнули патрулирующие конвенционный район корабли береговой охраны или самолеты авиации ФСБ России.
Вместе с немаркированной сетью экипаж ППС "Аргал" поднял на борт буи и брошенные радиомаяки. Аппаратура оказалась вполне современной, произведенной в Южной Корее и приобретенной совсем недавно - в марте сего года. По всей видимости, судно, которое выставило дрифтер, готовилось к незаконному промыслу лосося весьма тщательно.
Спустя некоторое время ППС "Аргал" выявил еще ряд нарушений, правда, уже совершенно иного характера. В рамках взаимодействия в СВПУ береговой охраны ФСБ России обратилось руководство Отдела Федеральной миграционной службы по Камчатскому краю. Пограничников просили провести проверку на российских рыбопромысловых судах, где могли незаконно трудиться иностранные граждане.
Все шесть судов, указанных сотрудниками ОФМС, "Аргал" проверил. Траулеры "Капитан Болсуновский", "Дерсу Узала", "Янтарь", "Мыс Екатерины" "Юго-Восток" и "Юго-Восток-1" вели промысел в Беринговом море. В ходе контрольно-проверочных мероприятий информация о существующих нарушениях миграционного законодательства руководителями рыбодобывающих предприятий подтвердилась.
Проверяя документы у членов экипажа, пограничники выявили граждан Индонезии, Филиппин, Малайзии, которые, выполняя функции матросов-обработчиков, работали без соответствующих документов. На вышеуказанных судах не оказалось разрешений ФМС России на привлечение иностранной рабочей силы к труду, индивидуальных трудовых контрактов иностранцев с юридическим лицом, квалификационных и медицинских свидетельств.
В ходе проведения контрольно-проверочных мероприятий пограничники сфотографировали занятых на обработке рыбы иностранных граждан, получили копии документации, в частности судовых ролей, и паспортов наемных рабочих.
Капитаны и заведующие производством в письменных объяснениях пояснили, что иностранцы находятся на судах исключительно по указаниям судовладельцев.
Последним, по всей видимости, теперь придется ответить на ряд непростых вопросов, которые зададут им представители миграционной службы.
Напомним, аналогичная ситуация произошла полтора года назад. В январе 2009 года в Петропавловск под конвоем пограничников были доставлены владивостокские СТМ "Мыс Наварина" и СРТР "Пролив Лонга". На судах незаконно трудились иностранные граждане. Капитаны траулеров и иностранные граждане тогда были привлечены к административной ответственности и оштрафованы на общую сумму 1 миллион 938 тысяч рублей.
Людмила Шитова
Газета "Пограничник Северо-Востока"
|