Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз) нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в том, что Минсельхоз принял Приказ "Об утверждении правил ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры" (Приказ № 462) и Приказ "Об утверждении Ветеринарных правил ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации, переработки, хранения, перевозки, реализации продуктов промысла животных и продуктов их первичной переработки, не подвергшихся промышленной или тепловой обработке" (Приказ № 453). ФАС России выявила, что установленные приказами требования неправомерны, так как нарушают антимонопольное законодательство и приводят к установлению дополнительных административных барьеров на этом рынке.
В том числе, Минсельхоз ввел ограничения на деятельность, которая связана с оборотом рыбы и морепродуктов, создав условия для многократных проверок хозяйствующих субъектов.
По мнению ФАС России, проведение неоднократных проверок хозяйствующих субъектов нецелесообразно, поскольку хозяйствующие субъекты вынуждены подготавливать и предоставлять в территориальные управления Россельхознадзора документы, большая часть которых - копии официальных документов, выдаваемых другими федеральными и муниципальными органами исполнительной власти и их подведомственными учреждениями, выполняющими надзорные (контрольные) функции. В частности, к таким документам относятся санитарно-эпидемиологические заключения, акты осмотра судов, документы, подтверждающие легальность уловов, произведенной продукции, и другие.
В результате реализации пунктов приказа № 453 неоднократным проверкам со стороны Россельхознадзора и его территориальных органов подвергаются не только предприятия - собственники холодильных мощностей, но и каждое из предприятий, арендующих те же самые морозильные камеры для хранения рыбы. Приказ Минсельхоза № 462 предоставляет возможность сотрудникам Россельхознадзора применять субъективные методы оценки качества и безопасности рыбной продукции или икры. Например, в части оценки безопасности рыбной продукции применяются следующие критерии - для безопасной рыбы - "глаза слегка запавшие", для рыбы сомнительной безопасности - "глаза впалые", для рыбы небезопасной - "глаза ввалившиеся".
"Особую тревогу у ФАС России вызывают существующие нормы отбора проб для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы и икры. Так, например, по существующим приказам, не менее 5% от партии рыбы или икры изымается для проведения исследований. Не совсем понятно зачем изымать 50 кг, скажем икры, из каждой тонны, ведь в итоге - за все придется платить конечному потребителю", - заявил Андрей Цариковский, статс-секретарь-заместитель руководителя ФАС России.
www.fas.gov.ru
|