Состоялось Общее годовое собрание ассоциации, были приняты важные решения. Не станем пересказывать выступления участников собрания: они, в целом, не противоречили друг другу. Просто предлагаем вниманию читателей доклад Президента ВАРПЭ Юрия Кокорева - в том виде, как он прозвучал для членов ассоциации. На наш взгляд, Ю.Кокоревым была приведена конкретная информация, существенная для всех рыбаков, и высказаны принципиальные, программные предложения.
* * *
Юрий Кокорев:
Уважаемые коллеги!
Мы проводим наше собрание в очень непростое время и для Ассоциации и для отрасли в целом. Прошедший с июля 2009 года по настоящий период времени в основном подтвердил правильность ранее избранного и впоследствии принятого решения о долгосрочном закреплении долей квот вылова водных биоресурсов за конкретными предприятиями.
Этим решением, повлёкшим за собой, фактически, коренное изменение практически всей нормативной правовой базы отрасли обусловлен не только положительный сдвиг в работе предприятий и достижение ими положительных результатов, выразившихся в росте производственных показателей, но и изменение тенденций во взаимодействии власти и рыбохозяйственного бизнес-сообщества, изменение форм и методов взаимодействия ассоциированных объединений (союзов) и органов федеральной исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации.
В этой обновленной и непростой ситуации Советом ВАРПЭ были разработаны и утверждены "Основные направления работы Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) на 2010-2012 годы". В этом основополагающем, наравне с Уставом ВАРПЭ, документе удалось, как мне представляется, не только сохранить преемственность с ранее принимавшимися в ВАРПЭ решениями, но и создать методологическую основу для более полной реализации важнейшей из уставных задач по защите законных интересов членов Ассоциации, не подменяя деятельностью Совета и Исполнительного аппарата Ассоциации работы соответствующих юридических служб предприятий и организаций или адвокатских контор.
Не секрет, и практика прошлых лет убедительно доказала правильность и целесообразность такого подхода в работе, когда из просьбы или обращения отдельного члена Ассоциации по той или иной проблеме путем системного анализа извлекается сущностная основа, свойственная всей отрасли и имеющая в потенциале возможность нанести ущерб всем участникам рыбохозяйственной деятельности, и уже на этой основе вырабатываются и предлагаются решения органам законодательной или исполнительной власти. Наиболее часто положительные решения достигаются именно по таким вопросам, хотя такой подход не исключает и индивидуальных проработок по проблемам одного или нескольких членов Ассоциации.
Все это обозначено в докладе для подтверждения вывода о том, что работа по наиболее полной защите интересов членов ВАРПЭ не противоречит, а скорее, наоборот, требует существования комплексного документа, определяющего основные направления работы организации в определенный период времени.
В качестве конкретного примера, характеризующего деятельность ВАРПЭ в рассматриваемый отрезок времени, можно привести более чем полуторагодовую работу по восстановлению права 27 бербоут-чартерных судов, построенных под Правительственные гарантии на средства от немецкого кредита, работать на ресурсах ИЭЗ России. Основная тяжесть работы пришлась именно на последний год. И даже несмотря на то, что системного решения пока не принято, а частичное решение проблемы, только для 12 судов, носит индивидуальный характер и проблема по защите интересов одного из членов ВАРПЭ решена, предстоит еще большая работа по доказыванию невозможности и нецелесообразности введения запрета на использование бербоут-чартерной схемы привлечения рыбопромыслового флота в условиях полного отсутствия возможности у отечественного судостроения соответствовать целям и задачам рыбохозяйственного
комплекса страны. Соответствующие предложения сделаны от имени ВАРПЭ, по итогам Совещания Председателя Правительства РФ в г.Мурманске 17 апреля 2010 г. (см. материалы сегодняшнего заседания). Ранее они направлялись в Президиум Круглого стола по проблемам строительства и эксплуатации рыбопромыслового флота, проходившего в Государственной Думе в феврале 2010 г.
Кстати, проблема строительства флота и мер по его стимулированию породили отрицательную тенденцию и попытки пересмотреть незыблемость порядка наделения правом вылова рыбохозяйственных предприятий на долгосрочной основе (квоты и доли на 10 лет). Вопрос о формуле "квоты под киль" ещё окончательно не снят с повестки дня и очень отрадным является тот факт, что у Председателя Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса В.А.Зубкова сформировано устойчивое мнение о недопустимости подобных решений, об их разрушительном характере для тенденции стабилизации рыбохозяйственного комплекса страны. Тем не менее, как говорится, камень брошен в воду и круги пошли.
И вот уже вице-губернатор Ленинградской области запускает вопрос об отсутствии возможности обеспечения судов из новостроя дополнительными квотами на вылов рыбы и необходимости перехода к кооперации и рыбохозяйственной интеграции на основе совместного распоряжения рыбосырьевыми ресурсами. И никакими ссылками на обеспечения промысловых экспедиций нефтетопливом, тарой, рефрижераторным тоннажем, подготовкой кадров и помощью в сбыте продукции, по нашему мнению, нельзя замаскировать все тот же мотив - "квоты под киль". Письмо приложено в материалы заседания и прошу участников Годового собрания высказаться по этому вопросу и закрепить выработанную Советом ВАРПЭ позицию о неприемлемости размывания основ наделения предприятий долями квот вылова ВБР на 10 лет на основании данных промысловой истории и соблюдения единственности такого системного подхода при предоставлении права на вылов ВБР.
У нас в повестке дня есть ещё вопрос о новых предложениях Росрыболовства с целью стимулирования заказов и строительства флота на отечественных верфях. Его мы будем рассматривать подробно и отдельно. Однако, как мне представляется, - это та же самая история: " квоты под киль", да, еще, к тому же, в принудительном порядке. В общем, как уже было сказано, вопрос не закрыт.
Февральский Совет ВАРПЭ, принимая решения об утверждении Основных направлений работы ВАРПЭ, особо подчеркнул необходимость осуществления мониторирования правового поля в рыболовстве и процессов формирования инициатив в сфере нормотворчества с целью недопущения ухудшения нормативной базы и размывания созданных основ для стабилизации работы отрасли.
В этой связи отмечу, что пришлось в рассматриваемом периоде ещё раз доводить до сведения власти решение о неприемлемости, незаконности и нецелесообразности введения принудительной реализации через биржи уловов и продукции из водных биоресурсов. Предпринимая эти действия, ВАРПЭ, прежде всего, защитила экспортный потенциал своих членов, право всех без исключения рыбохозяйственников распоряжаться по своему усмотрению плодами своего труда (письмо приложено в материалах собрания).
У нас, что ни путина, то свои особенности, свои риски и нововведения. Весенняя охотоморская путина породила новую тенденцию. Теперь даже за незначительные правонарушения органы контроля заводят административное дело, арестовывают рыбопромысловое судно и передают дело в суд. И вот в Камчатском крае городской суд стал регулярно выносить решения о конфискации судов, а апелляционная инстанция в краевом Камчатском суде оставляет приговор в силе невзирая на то, что в рассматриваемых делах не указаны факты незаконного (браконьерского) промысла и нет ущерба среде обитания и водным биоресурсам.
В рассматриваемом периоде ВАРПЭ дважды предпринимала обращения по этому вопросу: в первый раз в начале мая с.г. с целью защиты интересов члена Ассоциации ( см. письмо в Камчатский краевой суд и ответ), во второй раз - в Верховный Суд и др. органы власти с целью пресечения подобной практики в дальнейшем, тем самым защищая интересы всех членов ВАРПЭ (см. письмо в Верховный Суд и ответ). Не буду вдаваться в подробности, так как в повестку сегодняшнего Собрания вынесен вопрос об ННН промысле и будут рассмотрены подробности, однако отмечу, что работа выполнена и удовлетворяет рыбохозяйственное бизнес-сообщество лишь наполовину, поскольку нет твёрдой уверенности, что в запланированных на октябрь с.г. разъяснениях ВС РФ для нижестоящих судов мы увидим формулировки, исключающие практику конфискации, как завышенную норму решения судебной власти по административным делам не содержащим элементы браконьерства. В этой связи в проект нашего решения внесен пункт о продолжении работы с Верховным Судом РФ в сентябре с.г., и я прошу его поддержать.
В рассматриваемом периоде ВАРПЭ продолжала работы в плане исправления ошибок в действующем законодательстве. Вопрос о необходимых поправках в базовый для отрасли Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рассматривался на Совете ВАРПЭ и принимались определенные решения. Конечно, сложно усмотреть взаимосвязь между неточной формулировкой и мерами регулирования прибрежного рыболовства и интересами конкретных членов Ассоциации. Никто еще конкретно не пострадал от неполного бюджетного финансирования отраслевой сырьевой науки и обязанности уничтожать научные уловы. Крупные предприятия пока обходятся без права переходить на специальный налоговый режим в виде ЕСХН (единый
сельскохозяйственный налог).
Но я хочу спросить: неужели надо, чтобы кто-то из нас понёс убытки, чтобы мы начали сообща решать пока ещё просто общеотраслевые проблемы? Разве здравый смысл не учит нас предугадывать опасности и упреждать их заблаговременными совместными действиями. А пока что у ВАРПЭ нет ни сил, ни средств, ни людей, чтобы осуществлять эти упредительные наработки только силами сотрудников исполнительного аппарата.
Так вот, могу доложить Собранию, что аппарат малочислен, взносы члены Ассоциации платят плохо и нерегулярно, за редким исключением небольшой группы членов. Есть претензии и к членам Совета два последних Совета в феврале и в мае приняли ряд решений, которые остались не выполненными из-за бездеятельности членов Совета. Сил хватило, чтобы только рассмотреть вопросы и принять протокольное решение. А работать никто не соизволил!
В этой связи остались без решения вопросы о необходимых поправках в Закон о рыболовстве и создании технико-экономического обоснования к проекту закона о праве перехода всех, без исключения, предприятий отрасли на ЕСХН. Не захотели члены Совета и поработать с планом работы Правительственной комиссии на первое полугодие 2010 года. Результат получился тот, который мы имеем. Теперь постфактумом и только благодаря откладыванию вопроса на Правительственной комиссии мы поработаем над проблематикой правового определения и мерам противодействия ННН промыслу.
Не хочется продолжать в этом духе, замечу лишь одно: рано мы успокоились, рано стали пренебрегать возможностями ВАРПЭ, как единого общероссийского органа рыбохозяйственников. Проблем еще очень много и они неизбежно нас всех коснутся, если будет продолжаться практика по сворачиванию деятельности ВАРПЭ в силу игнорирования членами Ассоциации обязательств перед своей организацией и, прежде всего, финансовых.
А за примером ходить далеко не надо. Одно из последних обращений ВАРПЭ посвящено вопросу искаженного экспертного определения цены реализации на минтай-сырец (см. письмо ВАРПЭ в ТИП РФ). Последствия от замены цен на сырец ценами на готовую продукцию могут быть катастрофичными не только для предприятия, участвующего в судебных тяжбах с партнёром по бизнесу, но и, в целом, для всех участников минтаевого рынка в том случае, если судебный приговор вступит в законную силу, а предприятие оплатит иск.
В общем, давайте по-серьёзному решать как будем жить и работать дальше. Проект протокольного решения по отчёту у Вас на руках, прошу высказываться, акцентировано отмечать оценку работы, а предложения для внесения в протокол озвучивать для голосования и в письменном виде передавать в аппарат ВАРПЭ.
Спасибо за внимание.
ИАА В окияне-море
|