Военный аэродром в подмосковной Кубинке все-таки продается с аукциона. Не то, чтобы шокирующая, но, в общем, малоприятная новость для романтиков и носителей оборонного сознания. Тем более, что еще год назад, как сообщалось, решили не продавать.
В среду Министерство обороны РФ проводит очередной аукцион по продаже высвобождаемой военной недвижимости. На торги выставлен земельный участок площадью в 46 га на территории военного аэродрома "Кубинка" в Одинцовском районе Подмосковья (сельское поселение Никольское). Продаются, согласно сайту Минобороны, 23 объекта - укрытия, хранилища и другие, общей стоимостью в 212 млн 077 тыс. рублей. Как сообщают военные, "участок и находящиеся на нем здания не представляют культурной ценности, не относятся к объектам гражданской обороны и не имеют никаких обременений".
Вероятным покупателем называется известный олигарх, глава компании "Нафта-Москва" Сулейман Керимов. Он высказывал намерение создать в Кубинке первый аэропорт для бизнес-авиации.
Городок Кубинка, расположенный примерно в 60 км к западу от Москвы по Белорусскому направлению, широко известен как своего рода "военный край". В советские времена многих московских школьников туда возили на военные сборы после 9-го класса. И сами по себе окружающие места производили впечатление обширного "военного царства".
Исторически Кубинка связана одновременно с танковыми войсками и авиацией. Многие знают, что там располагается уникальный танковый музей. Но и сегодняшние "авиационные будни" Кубинки тоже скорее "музейного характера", нежели реально оборонного. Там базируются знаменитые пилотажные группы "Русские витязи" и "Стрижи", а также аэроклуб РОСТО (современный аналог ДОСААФ).
"Демилитаризация" всех этих военно-воздушных объектов началась далеко не сегодня. Аэродром уже давно перестал использоваться силами ПВО для защиты неба над Москвой. А непосредственно о продаже его Керимову заговорили в прошлом году.
И вопрос о дальнейшей судьбе пилотажных групп тоже далеко не сегодня встал на повестку дня. Ситуация осложняется тем, что "Стрижей" и "Витязей" переводят из Подмосковья в Липецк, на тамошние аэродромы. Офицер, конечно, должен быть всегда готов к переезду в дальние края. Но военные - тоже люди, а разница между столицей и глухими гарнизонами в нашей необъятной стране особенно велика. Правда, Липецк - это, в общем-то, не глушь, а просто провинция, "черноземный клин". Но у летчиков-асов из пилотажных групп свое мнение о том, как с ними можно обращаться. Многие пилотажники заявляли, что увольняются из ВВС. (В этой связи можно вспомнить, например, отказ многих работников Главштаба ВМФ от планируемого переезда из Москвы в Санкт-Петербург. Тогда, впрочем, на кону не стоял столь большой участок дорогой подмосковной земли).
Однако в прошлом году "делу Кубинки" дали задний ход. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков подтвердил, что аэродром в Кубинке остается военным. А глава правительства Владимир Путин даже исключил "Кубинку" из перечня аэродромов совместного базирования - военно-гражданского базирования, в каковом состоянии он пребывал с 2007 года. То есть налицо была ремилитаризация, возврат на военную службу.
И вот теперь все-таки продают. Непоследовательность высших лиц в какой-то мере огорчает и настораживает. Но все же, по большому счету - стоит ли удерживать Кубинку в военной ограде?
Авторитетные эксперты полагают, что нет. Как заметил корреспонденту "Росбалта" директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, "бесчинства Медичи здесь усматривать не стоит". "У Министерства обороны огромное количество имущества и в том числе масса аэродромов, - отметил эксперт. - Часть из них вполне можно продать и направить средства на строительство жилья для военнослужащих".
"Конечно, если вы позвоните какому-нибудь ветерану-летчику, он скажет, что это ужас-ужас-ужас! - признает Руслан Пухов. - Но что делать. Как только у нас встает вопрос о закрытии военного училища, тут же выступает ветеран и говорит: "Это наш символ, я после этого училища в танке горел!" Но, как жестко напомнил Пухов, "мы уже не в Советском Союзе", "мы - армия бедной страны" и должны жить по средствам.
Чуть более осторожного мнения придерживается заместитель директора Института стратегического и военного анализа Александр Храмчихин. "Сложный вопрос, - заметил он корреспонденту "Росбалта". - ПВО Москвы не в лучшем состоянии, и правильность отказа от аэродрома в Кубинке не очевидна. Но ведь он давно уже не используется по этому назначению".
Что же касается прочих вопросов, и в том числе, судьбы пилотажных групп, то здесь Храмчихин заметил жестко: "Эту беду мы переживем". По мнению эксперта, сложные зрелищные пируэты в бою никогда не использовались и использоваться не будут. Так что пилотажники вольны ехать в Липецк или же увольняться и не ехать, будут у нас авиашоу или не будет - к обороне страны это прямого отношения не имеет.
Придется, очевидно, подвинуться и аэроклубу РОСТО. В конце концов, в современной Москве масса желающих прыгнуть с парашютом или обучиться пилотированию, а вот желающих служить в армии среди них с гулькин нос. Вряд ли генералы станут принимать это в расчет.
В общем, военная реформа в стране куда-то идет мелкими шажками. И, коль скоро мы вывели войска из Германии и расстались с военными базами во Вьетнаме и на Кубе - демилитаризация Кубинки большого шума не вызовет. Пойдут ли деньги действительно на благородные цели - время покажет. Утрата военной инфраструктуры может вызвать определенную безработицу среди жителей, но, в конце концов, живя в Подмосковье, можно и самому строить свою судьбу. Как напомнил Храмчихин, "у нас по стране достаточно таких глухих мест, откуда не вырваться - а тут все-таки Москва рядом".
Есть, правда, и еще один вопрос: а будет ли там на самом деле "аэропорт бизнес-авиации"? Сейчас ведь кризис, и, по мнению ряда экспертов-экономистов, перспективы всей авиационной отрасли далеко не блестящие. Может так оказаться, что все ограничится банальным строительством дач? Но это уже тоже не обывательское дело.
Леонид Смирнов
ИА "Росбалт"
|