Продукция морского промысла традиционно оформляется во Владивостокской таможне на Первомайском посту. Как отмечает и.о.начальника Первомайского таможенного поста Андрей Селеменев, в первом полугодии 2010 года было оформлено 1306 судов, из них около трети - с рыбопродукцией. Своеобразие этого периода в том , что по сравнению с прошлым годом количество экспортных грузовых таможенных деклараций увеличилось более, чем на половину, а импортных стало на 16 % меньше. В 2009 года росли как экспортная, так и импортная составляющие товарного потока.
Так, всего за 1 полугодие 2010 было оформлено на экспорт 609,4 тыс. тонн продукции морского промысла, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ее стоимость составила 931 миллион рублей, что на 80% больше, чем за 1 полугодие 2009. Таможенные платежи за этот вид продукции также увеличились и составили 1,4 миллиарда, что на 63% больше.
Эта положительная динамика - прямое следствие вступившего в действие федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", который предусматривает экспортирование морепродукции после ее доставки и оформления на российской территории. Ранее, до 1 января 2009 года большая часть рыбопродукции, добываемой за пределами 12-мильной зоны, в соответствии с действующим законодательством, экспортировалась из районов промысла помимо таможенного контроля.
Несмотря на увеличение объемов продукции морского промысла, удалось избежать необоснованных простоев рыбопромысловых судов. Из 2102 поданных в таможню грузовых таможенных деклараций 96% оформлено в срок, не превышающий 3 часа. Незначительное количество ГТД по объективным причинам оформлены с задержками, связанными с несоблюдением условий выпуска товаров и несвоевременным предоставлением документов.
Впервые в этом году участники ВЭД для диалога с таможней стали использовать электронное декларирование с помощью сети Интернет (так называемое ЭД-2). Электронное декларирование через выделенный канал (ЭД-1) применяется на таможенном посту с 2008 года. Преимущество электронного декларирования, как и предварительного декларирования, - в сокращении времени на таможенное оформление и упрощении подготовки необходимых документов.
Оформлять рыбопродукцию в сжатые сроки удается не только благодаря предварительной информации, поступающей от рыбопромысловиков, но и обсуждению с деловыми кругами всех возникающих проблем, в большинстве своем связанных с определением и контролем таможенной стоимости. Так, на таможенном посту регулярно проводятся рабочие встречи с представителями рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний, на которых рассматриваются законодательные документы, связанные с оформлением рыбопродукции, и обсуждаются актуальные вопросы.
В соответствии с соглашением между Дальневосточным таможенным управлением и Управлением рыбного хозяйства Приморского края создана рабочая группа для выработки предложений по созданию информационной базы по определению таможенной стоимости продукции морского промысла. Применение индикативных цен на рыбопродукцию морского промысла с учетом сортности, размерности, вида разделки, заморозки и других факторов позволило избежать конфликтных ситуаций и создало благоприятные условия для стабильной работы рыбопромышленного комплекса
Содействует оперативному таможенному контролю морепродукции и приказ ФТС России № 378 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу РФ рыбопромысловыми судами", который вступил в силу 2 июля 2009 года. В нем подробно расписан алгоритм действий таможенников по оформлению судов с продукцией морского промысла, дан исчерпывающе-подробный перечень документов и сведений, подаваемых судовладельцами. В частности, документ прописывает не только время, затрачиваемое на таможенное оформление, но и на ожидание комиссии, а также то, что в первую очередь оформляются суда с уловом свежих или охлажденных водных биологических ресурсов.
Существенный момент, оговариваемый в приказе, - оформление судовых припасов. Если судно ведет промысел в террводах, экономзоне и на континентальном шельфе России, судовые припасы не подлежат таможенному оформлению и контролю. Исключение составляют суда, ведущие промысел в экономзонах иностранных государств, и в открытой части мирового океана.
Оформление такого специфического, скоропортящегося товара как морепродукция - большая ответственность, поскольку промедление может обернуться для рыбопромышленника значительными убытками. Эффективная же и оперативная работа таможни способствует стабильному росту объемов продукции морского промысла, поступающей на внутренний и внешний рынки.
Пресс-служба ДВТУ
|