Редкий край земли российской таит столько природных богатств, как наш. Впрочем, есть "сокровище", которое и не утаишь. Речь о рыбе. В реках Кольского полуострова это, прежде всего семга. Да и в омывающих его морях ценных видов рыб хоть отбавляй. По крайней мере, пока. Для кого-то "природа - бесплатный магазин". Хотя обидно, когда браконьера видят в каждом рыбаке. Будь то любитель или промысловик. Отделить зерна от плевел, отстоять интересы честных рыбодобытчиков и вовремя приструнить зарвавшихся - одна из основных обязанностей созданного три года назад Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства (ББТУ). О сегодняшних его делах и проблемах мы беседуем с руководителем Валентином БАЛАШОВЫМ.
- Валентин Валентинович, помнится, еще в год создания в Мурманске теруправления во время нашей беседы вы точно определили, по каким направлениям будет развиваться рыбохозяйственный комплекс Северного бассейна и какие шаги в первую очередь предпримет государство для поддержания рыбной отрасли в целом. Вы что, пророк?
- Да какой там пророк! Боже упаси! Просто перспективы рыбной отрасли и нашего региона обусловлены объективными тенденциями развития рыночной экономики. Это как судьба, от которой никуда не уйти. Еще в 1988 году, во времена перестройки, будучи доцентом мурманской высшей мореходки, я писал диссертацию на тему "Совершенствование хозяйственного механизма Всесоюзного рыбопромышленного объединения "Севрыба". И как прилежный соискатель, постигая логику экономических законов, часами просиживал за книгами. Мне повезло даже попасть в Гохран и познакомиться с трудами "чуждых" нам тогда экономистов вроде Адама Смита и Пола Энтони Самуэльсона. Было ясно, что как ни изгаляйся, ничего нового не изобрести, да и не надо! И при смене социальных формаций и системы управления страной рыночная отрасль Северного бассейна будет иметь вполне понятные тенденции.
Жаль, что инерция разрушения затянулась на полтора десятка лет. Тем не менее уже набирают силу процессы слияния и укрупнения рыбодобывающих компаний за счет мелких и хилых, в один-два пароходика. Опять же жизнь показала, что при формировании нового государства и усилении контроля с его стороны, а также взаимодействии с международными рыболовными организациями воровство водных биоресурсов в тех объемах, что были в 90-е годы, просто невозможно. И это совершенно иная экономическая идеология. Далее будут создаваться льготные условия для компаний, которые имеют тенденцию к росту и выходят на "прозрачную" экономику, участвуют в социальной жизни трудового коллектива, региона, страны.
А ведь кажется, еще совсем недавно в конце каждого года рыбопромышленники летели в Москву и высиживали у кабинетов чиновников, гадая на "кофейной гуще" в ожидании квот и разрешения на рыбалку. Но все равно доходило до абсурда, и приказы о распределении квот издавались иногда аж в марте. Притом что (чего скрывать) возили чемоданами деньги, чтобы добиться и так уже заработанного годами труда на промысле права получить квоту и поскорее выйти в море...
В 2004 году с принятием Закона о рыболовстве была введена норма, закрепляющая квоты по историческому принципу, исходя из статистики прежних уловов. А с 2008-го государство закрепило за добросовестными добытчиками квоты сразу на 10 лет. Теперь судовладельцы могут уверенно шагать вперед, думать об обновлении флота, о новых рынках сбыта, выстраивать кадровую политику.
- Создание во всех приморских регионах территориальных управлений Росрыболовства сделало ненужными полеты в столицу с упомянутыми "чемоданчиками"? Что, теперь действительно многие вопросы без проблем решаются на месте?
- По нашему управлению приведу лишь несколько примеров. Только на Северном бассейне действуют четыре международные двусторонние комиссии и две североатлантические многосторонние рыболовные организации по определению объемов и порядка вылова рыбы. Специалисты ББТУ совместно с рыбопромышленниками Севера вырабатывают предложения относительно позиции Росрыболовства на международных переговорах. Раньше эта работа концентрировалась в Москве. Там разбирались с проблемами Дальнего Востока, Севера, Запада, Каспия и т. д. Пока-то до каждого руки дойдут...
Кроме этого, на нас возложена серьезная дополнительная функция, связанная с введением в начале года Евросоюзом нового порядка сертификации уловов, доставляемых в европейские порты. Это, кстати, еще одна форма борьбы с нелегальным промыслом. Представьте, какой бы был результат, если бы эту задачу доверили какой-либо московской структуре? Из всех приморских регионов люди ездили бы в Белокаменную и по каждой отдельной выгрузке улова с судна на берег пытались "оперативно" решить бумажные вопросы. При всем желании этого не успеть вовремя. Да и опять же про "чемоданчики" кто-нибудь вспомнил.
Дело это новое, но уже наработана практика и есть предложения. Для ускорения процедуры оформления сертификатов ЕС необходимо переходить с бумажных вариантов подтверждения законности вылова на электронные. Чтоб не гонять, как во времена совнархоза, пакеты с сургучными печатями вдогонку судну, уже ожидающему разгрузку где-нибудь в Роттердаме. А пока требуется в каждой стране ЕС на каждую партию рыбы подавать документ с оригиналами подписей.
- Что это мы все о международных делах? На Кольском полуострове у специалистов ББТУ тоже ведь забот хватает?
- Это уникальный по своей природе регион, а семга - один из его брендов. Каждым летом со всего мира слетаются к нам любители порыбачить. Порой в аэропорту частных самолетов стоит десятка полтора. Лишь на Севере осталась дикая семга - кольская, лучшая в мире. Она - наше национальное достояние. И мы очень строго относимся к тем, кто пытается ее добыть браконьерскими способами.
На сегодня в управлении сформирована трехуровневая система рыбоохраны. В Мурманской области действуют восемь территориальных отделов. Везде свой начальник, назовем его так - постоянный участковый. При самом управлении есть крупный оперативный отдел, сотрудники которого колесят по всем районам и следят, чтобы участковые и их подчиненные со временем не срастались с местным криминальным бизнесом. С этой же целью регулярно проводим ротацию участковых, перебрасывая на новый участок. Такой вот двойной контроль. По правде говоря, мне грех жаловаться на подчиненных, но, как говорится, доверяй и проверяй.
Кроме того, при Федеральном агентстве по рыболовству создано спецподразделение "Пиранья". Этакая летучая бригада, которая неожиданно появляется в любом регионе страны и осуществляет уже высший, третий уровень контроля, в том числе и за рыбинспекторами на местах.
- Бей своих, чтоб чужие боялись... Ну а если серьезно, то, насколько известно, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний лично инициировал установить наблюдение за вызвавшими подозрение во взяточничестве сотрудниками? В итоге это вылилось в прогремевший на всю страну факт погони за подозреваемыми и разбрасывание ими миллионов рублей прямо по дороге.
- Андрей Анатольевич действительно непримиримо относится к любым злоупотреблениям служебным положением. В этих случаях, поверьте, должности, чины и ранги для него не имеют значения. А вот для инспектора, несущего службу где-нибудь в отдаленном месте, такая позиция руководителя очень важна. Ведь иной заезжий крутой олигарх, генерал или высокопоставленный чинуша грозит инспекторам при задержании всеми возможными карами. Когда же понимает, что его не боятся, что ответственность и огласка неизбежны, начинает элементарно заискивать. Заявляю ответственно, мы никому не позволим на территории Мурманской области уничтожить семгу. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех сотрудников рыбоохраны с наступающим Днем рыбака!
- А как же с остальными работниками славной отрасли?
- Само собой, всех с праздником! Но в первую очередь хочу от всего сердца поздравить ветеранов рыбной промышленности Северного бассейна. Без того задела, что они создали, да еще в тяжелейших условиях, сегодня просто ничего бы не было! Знайте, что двери Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства всегда открыты для ветеранов по любому вопросу. Здесь для вас - форпост главного рыбного ведомства страны.
Желаю всем, молодым и не очень, кто сейчас на "боевом посту" в море, полных тралов, хорошей погоды и еще лучшей зарплаты по возвращении. И чтоб на берегу вас всегда ждали любящие семьи. Ну а рыбному бизнес-сообществу что пожелать? Поверить государству. Не надо о нем судить по отдельным чиновникам, пытающимся в конвульсиях что-нибудь незаконно вытянуть напоследок с рыбопромышленников.
Наконец, главное - чтобы наша отрасль достигла точки невозврата к смутному прошлому, а российская рыбная промышленность рванула вперед, как в прежние времена.
Андрей ПОПОВ
Газета "Мурманский вестник"
|