В последнее время много говорят о том, что "традиционная хозяйственная деятельность КМНС" стала прикрытием для браконьеров. Это утверждение во многом справедливо. Но пора уже открыто сказать, что таким прикрытием теперь служит и организация спортивно-любительского рыболовства.
Начнем с одного наглядного примера. На реке Большая чуть выше поселка Октябрьский существует рыболовный участок, который передан одной частной компании (если не ошибаюсь, в переводе на русский она называется "Красная рыба") для организации спортивно-любительского рыболовства. В июне многие камчатцы могли наблюдать здесь такую картину. Среди бела дня с обоих берегов реки Большой (в шахматном порядке), поочередно, с интервалом в 200-400 метров, работниками "организатора спортивного и любительского рыболовства" на двух батах осуществлялся лов рыбы со сплавом 100-метровых сетей, практически перегораживающих реку по всей длине участка (правилами рыболовства допускается применение ставных и сплавных сетей, длиной не более 5 метров). Любительством здесь и не пахло!
"Приехав с целью покидать блесну, мы в течение часа наблюдали промышленный лов сплавными сетями длиной, почти перекрывающей русло реки, - рассказывает наш земляк Игорь Никитин. - Мы даже спиннинги не стали доставать, сидели в машине и думали - почему так получилось, что настоящее браконьерство стало легальной, открытой деятельностью".
На месте было сделано несколько фотографий. Увы, камера - "мыльница". Поэтому снимки получились не вполне качественными. Но, если внимательно изучить фото на экране компьютера, все-таки можно увидеть, что сеть, уходящая от бата, тянется практически поперек всей реки. Думаю, не ошибусь, если предположу, что подобное происходит и на других участках, выделенных любителям рыбалки. Впрочем, с самого начала, с проведения конкурса на эти участки, многие понимали, что именно так все и будет.
Отраслевое законодательство не дает четкой формулировки того, что есть "организация спортивно-любительского рыболовства". Но, по здравому рассуждению, это предоставление услуг на местах лова: прокат лодок и снастей, сохранность имущества, безопасный ночлег и тому подобное. Было бы логично выделить компаниям, которые готовы оказывать эти скромные услуги, небольшие территории на берегах рек, где бы они могли оборудовать подъезды к водоемам, площадки для спуска лодок на воду и стоянки для машин. Однако вместо этого их щедро наделили рыбопромысловыми участками сроком на 20 лет с квотами. Но какая связь между наличием квоты, владением промысловым участком и предоставлением в прокат рыболовной снасти или мест для ночлега? Никакой. Получив на 20 лет рыбопромысловый участок, чем компания предпочтет заниматься: предоставлением услуг рыбакам-любителям или собственным промыслом? Ответ в большинстве случаев очевиден. Тем более что правила рыболовства фактически предоставляют таким компаниям право на неограниченный вылов с применением не любительских, а промышленных орудий лова - сетей и неводов. Разве это не благодатная почва для браконьерства?
А вот истинные рыболовы-любители оказались в бесправном положении. Приехав на реку, они должны получить у "организатора спортивно-любительского рыболовства" "путевку". Из правил рыболовства следует, что путевка это всего лишь "договор об оказании услуг". Но попробуйте отказаться от этих "услуг", и к реке вас не допустят. Кстати, путевку вам могут просто не выдать, даже не объясняя причин.
Зато "путевкой" удобно прикрыть браконьерский улов. В 2009 году в первый же день продажи путевок в рыболовном магазине стояла очередь из рыночных торговцев. У них в закромах уже была чавыча, официальный лов которой еще не начинался, но была нужна хоть какая-то бумажка, легализующая их товар в процессе перевозки и реализации. Все понимали, какими бумажками и для чего наделяют страждущих (об этом можете прочитать на сайте "Рыба Камчатского края")...
Когда стало ясно, что право вести вылов рыбы без ограничений в районах традиционного проживания КМНС превращается в легальное браконьерство, власть опомнилась и теперь пытается регулировать эту деятельность: меняет правила, пытается контролировать пользователей, обязывать представителей КМНС вести персональные листы учета вылова, что не предусмотрено законом или правилами рыболовства. К чему приведет "организация" спортивно-любительского рыболовства в нынешних условиях, уже ясно. Не опоздать бы с наведением порядка и в этой сфере.
Александр Климов
Газета "Камчатский край"
|