Год назад Росрыболовство запустило пиар-кампанию под лозунгом "Рыба ждет!".
Щиты с этим лозунгом были размещены в 50 городах нашей страны. Рекламные плакаты иллюстрировали разнообразные рыбные блюда, начиная от "народных" кильки, воблы и селедки и заканчивая судаком. Реклама проводилась с целью повысить употребление рыбной продукции населением.
Социальная рекламная кампания была оценена в условиях коммерческих ставок в объеме свыше $15 млн. Об этом сказал советник руководителя Росрыболовства по идеологии и рекламе, актер театра и кино Сергей Жигунов в рамках Европейской выставки рыбопродукции. "Представленная коммерческая оценка кампании не связана напрямую с финансовыми затратами, она исходит из модели расчета, как если бы эти затраты были произведены в традиционных коммерческих условиях", - пояснил Сергей Жигунов.
Рекламные площади предоставлялись региональными и местными органами власти в рамках квот под социальную рекламу, т. е. их размещение было бесплатным. Кампания проводилась в тех городах, где органы власти являются собственниками рекламных носителей.
В сравнении с СССР современная Россия употребляет рыбы почти вдвое меньше, хотя по содержанию белка морепродукты считаются одними из самых полезных. Сейчас один человек в год съедает в среднем по 13-14 кг рыбы, когда как в СССР потребляли по 23 кг. В целях увеличения спроса на рыбу и для популяризации ее пользы для здоровья человека Росрыболовство решило провести масштабную всероссийскую акцию.
В рамках рекламной кампании также планировалось снять телесериал о борьбе с браконьерской мафией "Пираньи", выход на экраны предположительно назначен на середину 2010 года. Продюсер картины - Сергей Жигунов.
Судя по данным Росстата, начавшаяся в 2009 году пиар-кампания оказалась вполне успешной: потребление рыбы возросло до 18,1 килограмма на душу населения. Хотя в 2008 году среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов равнялось 13,9 килограмма.
В 2010 году было решено продолжить прошлогоднюю рекламную кампанию "Рыба ждет!". Теперь "Росрыболовство предупреждает: рыба полезна для вашего здоровья".
На фоне всероссийской социальной рекламной кампании разворачивается программа Фестиваля российской рыбы и морепродуктов, открывшегося в мае этого года. Фестиваль продлится вплоть до Международной рыбохозяйственной выставки "Интерфиш", которая пройдет в Москве с 22 по 29 октября. Программа фестиваля включает соревнования по спортивной и любительской рыбалке, праздники первой рыбы в приморских регионах страны, торжества по случаю Дня рыбака 11 июля, рыбные ярмарки выходного дня. В рамках фестиваля состоится презентация нового журнала "Популярное рыболовство. Для тех, кто ловит", будет издана книга эксклюзивных рыбных рецептов, пройдут дегустации и рыбные дни (РИА Fishnews.ru).
Для того, чтобы сделать рыбную продукцию более доступной для населения, и следовательно, повысить спрос на нее, Росрыболовством было запланировано создание сети магазинов "Океан", рыбных фаст-фудов. По словам Андрея Крайнего, сейчас открыто 60 "Океанов" в 32 регионах страны.
И все-таки трудности с открытием рыбных точек возникают во многих регионах. К примеру, в Москве и Подмосковье.
Руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний в интервью "Российской газете" рассуждал о проблемах, связанных с функционированием сети магазинов "Океан":
"Презентация нашего рыбного фаст-фуда прошла успешно на выставке "Интерфиш" в Москве, фабрика-кухня создана, логистика налажена, киоски есть. Бизнесмены готовы развернуть сеть в любую минуту, как и обещали. Но все упирается в переговоры с московским правительством, которые длятся уже не один месяц. Мы написали "комфортное письмо" в адрес мэра Москвы. Но он - единственный из федеральных и региональных руководителей, который не отвечает на мои письма. И на телефонные звонки - тоже. С председателем правительства и с президентом я могу поговорить по телефону. К слову сказать, на совещании по судостроению во Владивостоке Владимир Владимирович Путин поддержал и нашу социальную рекламную кампанию, и возрождение рыбной торговли в "Океанах", и развитие оптовых рыбных рынков... В Лондоне, Берлине и Париже уже назвали адреса, по которым российская компания может разместить свои киоски. Москва безмолвствует. Так что первые рестораны русского рыбного фаст-фуда откроются за границей".
Однако "крах программы Росрыболовства по созданию в Москве сети рыбных фаст-фудов связан не с произволом столичных чиновников, а с низким качеством работы самого ведомства. Таков смысл заявления пресс-секретаря мэра Москвы Сергея Цоя, который прокомментировал задержание в Москве руководителей Росрыболовства по подозрению в вымогательстве взятки в размере 10 млн рублей" (Газета "Неделя").
"В январе 2010 г. глава агентства Андрей Крайний заявил о том, что его обращения к мэру Москвы с предложением развернуть в столице сеть рыбных фаст-фудов остаются безответными. Крайний сетовал, что его ведомству очень хочется вложить в столицу, а власти города инвестиций не хотят, - цитирует пресс-секретаря мэра "Интерфакс". - После этих заявлений в мэрии проверили всю почту градоначальника и обнаружили единственное письмо от главы Росрыболовства. В нем он просил предоставить в аренду по минимальной ставке одной частной компании помещение для открытия рыбного магазина. Но по закону любые помещения город может предоставлять в аренду только по конкурсу, о чем и было сообщено в ответном письме Крайнему. После ответа мэрии Крайний "примолк". Возможно, по конкурсу и на общих основаниях этому уважаемому ведомству работать не с руки".
В Подмосковье строительство оптового рыбного рынка тоже не заладилось. Еще год назад Андрей Крайний объявил о начале строительства, однако рынок до сих пор не построен. Виной тому стало резкое повышение стоимости земельного участка, на котором планировалось строительство. И причиной такой резкой перемены со стороны риелторов стали СМИ, так считает руководитель Росрыболовства:
"Тогда мы подобрали очень удобный участок земли, переговоры о его покупке близились к завершению. Но тут я допустил ошибку, - оправдывается чиновник. - Объявил о наших планах СМИ. И владельцы участка сразу подняли цену втрое" (Газета "Неделя"). Поэтому новое место строительства держится в тайне.
Такими скромными темпами развивается внутренний рыбный рынок страны на фоне красочных плакатов с призывом есть вкусную и дешевую российскую рыбу, которая уже второй год так отчаянно ждет своего покупателя. Остается лишь гадать, сколько все-таки средств было выделено из бюджета на проведение рекламной акции и насколько целесообразно они были потрачены.
Мария Марико
Рыба Камчатского края
|