В понедельник в Петропавловске состоялось первое открытое судебное слушание "крабового" дела, фигуранты которого обвиняются в нанесении ущерба России более чем на 5 млрд рублей. Дело рассматривается с участием присяжных.
Подсудимые: гражданин США, президент американской компании "Global Fishing Inc" Аркадий Гонтмахер и его российские партнеры
Абдель Азиз Эмбарек, Александр Суслов. Они обвиняются в организации преступного сообщества, легализации имущества, приобретенного преступным путем, нарушении законодательства России о континентальном шельфе и исключительной экономзоне.
Один из адвокатов, обращаясь к присяжным, заявил, что на скамье подсудимых оказались "обычные предприниматели" и что это уголовное дело не вызовет у простых людей интереса. Не соглашусь с ним. Это дело настоящий совеременный детектив, в котором есть и международная преступная группа, и огромные деньги, и "оборотни в погонах".
Вот краткое содержание обвинительного заключения, оглашение которого заняло больше часа (причем были оглашены только избранные места, так как весь документ занимает почти две тысячи страниц).
Время преступления: конец 2006года - лето 2007 года. По мнению следствия, это период наиболее активной деятельности преступного сообщества, участниками которого были Гонтмахер, Эмбарек, Суслов, Дарминов и Борисов (двое последних остаются в розыске).
"Орудие" преступления - ЗАО "Восточные рыбные ресурсы", которое фактически являлось холдингом, объединившем более 20 компаний. Среди них - "Восток - Рыба", "СЭЙБР", "Сонар ДВ", "Тиберий СВ", "Примайлэнд", "Дальинвестпро", "Альянсконтракт ДВ", "Восточная экспедиция", "Залив Авачинский", "Золотой залив", "Морской лов", "Викториан", "Диамант", "Камчатаквапром", "Нептун-Пасифик", "Рыбхолодфлот", "Бристоль" и другие, зарегистрированные по всему Дальнему Востоку.
Учредителями этих фирм, как правило, являлись либо Дарминов, либо мать Эмбарека, либо другие лица, которые выступали учредителями номинально, а фактически выполняли функции менеджеров, секретарей, водителей.
Первой задачей "холдинга" было создать краболовный флот и получить разрешение на его выход в море. В этот флот вошло 17 судов-добытчиков: "Охотский", "Агинский", "Западная Лица", "Наука", "Имчин", "Меркурий", "Залив Авачинский", "Камчатский Лосось", "Святой Петр", "Лашиша", "Гидрограф", "Ольский Рыбак", "Винданс", "Троицкое", "Новиково", "Крильон", "19 съезд ВЛКСМ" (два последних судна принадлежат сахалинскому "Рыболовецкому колхозу им. Кирова" и использовались по договорам тайм-чартера).
Как следует из материалов уголовного дела, эти суда находились в море легально, прикрываясь законными квотами. Но краб добывался не в пределах квот, а в максимально возможном объеме.
Добытая продукция вывозилась с континентального шельфа России в Южную Корею, где на нее оформлялись фиктивные документы. В дальнейшем продукция как легальная поступала в различные коммерческие структуры США. Ее вывоз в Пусан обеспечивали транспортные суда "SUNNY SARAH", "SUNNY TINA", "FASCINATION", зарегистрированные под флагом Камбоджи. Они беспрепятственно и регулярно пересекали границу нашей страны. Им нечего было бояться. Члены преступного сообщества держали постоянную связь с отедльными сотрудниками Северо-Восточного пограничного управления (СВПУ) береговой охраны ФСБ России, согласовывали с ними график передвижения своих судов в исключительной экономической зоне и территориальных водах России, получали от них секретные данные о положении патрульных судов и самолетов ФСБ России в районе промысла, информацию о датах предстоящих проверок (конкуренты устранялись тоже с помощью сотрудников СВПУ). Материалы в отношении этих "оборотней в погонах" планируется выделить в отдельное производство.
На промысле существовала четко отлаженная система конспирации. Например, была разработана целая система шифров и условных обозначений: "тренироваться" - добывать водные биоресурсы, "успеть переодеться" - избавиться от улова, "женская сборная", "девки" - транспортные рефрижераторные суда, "сажать девчонок в автобус" - отправлять груженые транспортные рефрижераторные суда в Южную Корею и так далее.
Кроме того, у лидеров этой "сборной" были свои секретные имена. Например, Гонтмахер - "Заморский", "Замор", Эмбарек - "Ястреб", Дарминов - "Мур"...
Эта лишь небольшая часть информации, которая содержится в уголовном деле (оно насчитывает 270 томов). Так что, участников процесса ждет очень плотный график работы. Однако в ближайшие два месяца они могут отдохнуть и набраться сил, так как следующее судебное заседание по делу состоится только 2 сентября.
Кирилл Маренин
Газета "Камчатский край"
|