English version
на Камчатке: 21.07.2024 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1931 г. Постановлением СНК СССР создан Рыболовецкий колхозный центр (Рыбколхозцентр), который осуществлял организационно-хозяйственное руководство работой всей рыболовецкой колхозной системой СССР

Новости


Эксклюзив



25 июня 2010

О рыболовстве вообще и в частностях
Часть и частность вторая: коренные и остальные

Необходимое предисловие

Писать о рыболовстве в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (сокращенно - КМНС) Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на Камчатке - дело неблагодарное. Даже люди, стоящие у истоков возрождения на Камчатке деятельности КМНС, ныне становятся им неудобны. Однако попробуем разобраться. Для чего подойдем к этому вопросу так же, как и к любительскому рыболовству. То есть, определим как явление и опишем простым языком, без политкорректностей и прочих ужимок официального слога.
Вопрос, с виду, на первый взгляд сложный: "бойня" между властью и представителями КМНС идет нешуточная, прессу и интернет время от времени захлестывает очередной "приливной волной" разборок. Особенно перед началом лососевой путины. Методы, выбранные сторонами для решения проблем, законными, честными и справедливыми не назовешь при всем желании. Одни, более напористые, запросто оперируют такими понятиями, как "геноцид", "аннексия территории", "дискриминация" и т.п. К слову, я сам свидетель, когда инспектор был письменно обвинен славянином, жена которого, по его словам, родилась КМНС-ом за тысячу километров от места событий на берегу реки, то есть, ни много, ни мало, - в апартеиде.
Другие, отбросив в сторону Конституцию и другие законы (специально созданные для решения таких вопросов "инструменты"), придумывают новые методы идентификации национальности, для чего "разработали законодательную инициативу о необходимости установлении механизма определения и закрепления статуса КМНС", систему опознавания "свой-чужой" (коренной-некоренной), призывают создать "комиссию по расовым вопросам", отправляют людей в суд за решением о признании их КМНС-ами, "пилят" реки, моря, квоты и устраивают столь любимые "конкурсы".
Жители края (в массе своей) относятся к этому равнодушно, мудро придя к выводу, что обе стороны "воду мутят" не просто так - в ней лучше ловится! Не помню случая, чтобы народ, наблюдая ситуацию изнутри, ошибался. В общем, выигрывают все - и "движение КМНС" в целом, и отдельные представители власти (они же промышленники), и сноровисто подвизавшиеся дельцы и чиновники от рыбы (как таковые или по совместительству еще и промышленники) особенно. Проигрывают: общество и авторитет власти (государства) в целом, отдельные представители и локальные группы коренных жителей и их некоренных соседей, и, самое главное - лосось!

Небольшое отступление в прошлое.

В советский период жители многих заброшенных или забытых ныне вместе с жителями поселков практически не имели права в частном порядке использовать природные ресурсы. Но у них была альтернатива - работа и, следовательно, доходы. На Камчатке, в частности, это были госпромхозы, где люди занимались привычным для себя делом - рыбачили, охотились и т.п. Зарабатывали и, не афишируя особо, пользовались добытым на своих промыслах. Госпромхозы исчезли, законов, дающих людям право заниматься привычным делом самостоятельно, сразу не появилось.
Официально (на бумаге) такого вида рыболовства не существовало в период Союза ССР, что иногда приводило к печальным для аборигенов последствиям, вплоть до получения срока по уголовной статье за ловлю рыбы для себя в частном порядке. Однако такая участь могла постичь только тех из них, что ловили рыбу в зоне досягаемости милиции и рыбоохраны - у столь редких для великих просторов страны населенных пунктов. Чуть дальше за окраину или в сторону от дорог, то есть на огромных территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока, и всё - "закон тайги", где нет милиции, рыбоохраны, да и, по большому счету, вообще власти.
Люди, независимо от национальности, там жили по своим законам - кочевали, пасли оленей, ловили рыбу, охотились, рубили лес, т.е. добывали всё необходимое для существования. Когда такая деятельность связана с обеспечением себя тем, что является основой самого существования, людям нет никакого дела до далеких "бумажек" и строгих чиновников, остро желающих все регулировать.
Это два совершенно разных мира - наш и тот, где действует самый древний неписанный "закон тайги". В нашем мире люди спокойно берут все, что "плохо лежит", в том - возьмут только в случае крайней необходимости горсть крупы и оставят хозяину записку. В нашем люди на вора и грабителя пишут заявления, в том - разбираются сами.
Существовал и условно "промежуточный" мир забытых в столицах поселков, где иногда находились представители власти. Они жили той же жизнью, что и население поселка, также рыбачили, охотились, рубили лес, строили дома, распахивали землю под огороды, ходили по реке на лодках без согласований и разрешений. Требовать от соседей соблюдать установленный чиновниками порядок в полном объеме они не могли по определению, т.к. обеспечение себя основой самого существования этому порядку не соответствовало. Выполнять все требования при отсутствии альтернативы - это голодать, мерзнуть и умирать.
Тот - далекий мир не приходил со своим законом к нам. Только наоборот. Эпизодически прибывающие в тот мир чиновники и служащие с мировоззрением "цивилизованного" человека, руководствуясь законами, правилами и служебными обязанностями насаждали свой, заведомо невыполнимый порядок. Конфликт был налицо.

Приблизимся к нашему времени

В постсоветский период поняли, что так неправильно и приняли исключительно для чиновников и служащих законы, общий смысл которых прост - отстаньте от людей и дайте им жить той жизнью, что им досталась или была сознательно выбрана. Да, зная саму суть отечественного чиновничества, написали только для них, т.к. люди того мира не то, чтобы в таком законе совсем не нуждались, но просто знать о нем не могли. Таким образом, государство, существующее де-факто положение дел, признало де-юре. Из неписанного закона сделала писанный. Государство просто признало, что человек или группа лиц, живущих по своей воле или в силу сложившихся обстоятельств вне социальных сообществ, существующих в городах и населенных пунктах в относительно развитых районах регионов, практически вне сферы деятельности фискальных и контролирующих органов государства, обладают определенного рода свободой и независимостью. Нет смысла рассчитывать, что они будут подавать заявки на получение разрешений для ловли рыбы, охоты, рубки деревьев, платить сборы, налоги и пошлины, отчитываться о проделанном, согласовывать строительство, землепользование и т.д. Государственная власть всегда должна стараться "сохранить лицо". И она это сделала.
А еще, вероятно, так наши прошлые депутаты - либералы тогда еще не единогласной Государственной Думы пытались заложить в основу существования новой страны главную, ныне совсем забытую, ценность государства - личность, её права и свободы.
Но, защищая права одних, не были забыты и общественные (государственные) интересы. Законодатель внес существенную оговорку - свободы жителей того мира в использовании природных ресурсов распространялись лишь до тех пор, пока это касалось обеспечения основ своего существования. То есть, бесплатно берите от общественного национального достояния только то, что нужно лично вам и не более того. Справедливо? Конечно.
Были предусмотрены и некоторые ограничения в действиях при осуществлении разрешенной деятельности. Однако соблюдение таких ограничений, как запрет на добычу редких и находящихся под угрозой уничтожения видов, на применение варварских и опасных для природы и человека способов и орудий лова в большей степени зависят от доброй воли человека и его понимания самой сути запретов.

А потом пошли исключения…

За некоторыми исключениями, когда в некоторых поселках края зарвавшиеся чиновники разрешают ловить рыбу для себя только КМНС и запрещают их соседям или когда у общины далекого национального поселка отбирают в пользу промышленника место их традиционного лова, нет оснований считать, что кому-либо в настоящее время нельзя пользоваться природными ресурсами для обеспечения себя основой существования при отсутствии альтернативных источников. Например, люди любой национальности, что кочуют с оленьими табунами, ловят рыбу для пропитания, не оглядываясь на законы, правила и чиновников. Ловят не традиционными сетями из крапивы, а вполне современной "жилкой" или "капронкой". На северных берегах добывают морского зверя не на утлых традиционных байдарах с помощью копья, а на современных лодках с подвесными моторами, используя винтовку. И нет никаких сомнений в традиционности этих промыслов. Ну а поставить зарвавшихся чиновников и их прислужников на место по результатам их трогательного участия в проблемах КМНС пока некому

Вопрос остается открытым

На этом можно было бы считать вопрос рыболовства КМНС закрытым. Но не получится, "ни хлебом единым…", деньги КМНС и их соседям все равно нужны. Законодатели это учли и обеспечили нормами гражданского права. Они описали законные варианты ведения коммерческой предпринимательской деятельности. Некоторые из них хорошо подходили для компактных общин. Ресурсы предоставляются не бесплатно, конечно, но на вполне приемлемых условиях. Общий смысл в этом был один - при осуществлении предпринимательской деятельности (коммерческое рыболовство) гражданин любой национальности, получающий доступные в силу места и образа жизни блага цивилизации, обеспечивающиеся за счет бюджета, обязан осуществлять коммерческое природопользование в соответствии с общим порядком, обеспечивающим в конечном итоге указанные блага. В том числе, платить налоги, сборы и пошлины на общих основаниях, не перекладывая это бремя на своих соседей под надуманным национальным предлогом. Помимо того, для КМНС законами были предусмотрены различные льготы.
Но эти законы были написаны уже не только для чиновников, но и для самих граждан. Вот только узнать об этом и получить необходимые разъяснения они не могли. Считать, что людям того мира доступны для понимания множественные тексты бюрократического стиля, опубликованные в Собрании законодательства РФ, "Российской газете" или в Интернете может только откровенный циник. Людям требовалась помощь. Таким образом, прямое участие властей было уже остро необходимо. Им нужно было выбрать направление движения развития поселков края в совершенно новых экономических и правовых условиях. И они его выбрали.

И это направление - тупик

Но, как уж у нас в стране повелось, представители власти, даже те из них, кто принадлежал к КМНС, занялись не этим. С самого начала, не желая особо разбираться и даже логически рассуждать, принимали по служебным обязанностям решения для "галочки".
Власти было некогда - шла великая, долгая "битва" за ресурсы, раздел и передел их, и где в конечном итоге не нашлось места не только КМНС-ам, но и всему населению края.
А разбираться было в чем. Закон дает следующее определение:
"традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера и Дальнего востока - способ существования, основанный на традиционных видах деятельности и историческом опыте предков в области природопользования, социальной организации, проживания, на самобытных культуре и обычаях, религиозных верованиях".
Хотя, федеральным законом была дана только самая обобщенная формулировка, смысл вполне понятен. Очевидно, не представляется возможным расписать более подробно, применительно к совершенно разным и многочисленным регионам, районам, народам и их традиционным промыслам. По идее, в федеративном государстве - это задача региональных законодателей, что и было сделано на Камчатке весьма виртуозно и очень показательно.
Определение традиционной хозяйственной деятельности, к сожалению, законодатели оставили Правительству страны, которое недавно приняло перечень видов такой деятельности путем их простого перечисления. Это было весьма странное для документа такого рода решение.
Ловить рыбу в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС без оплаты налоговых сборов (бесплатно) можно только в тех в тех объемах, что требуются для удовлетворения личных нужд (пропитание, заготовки, корм для собак, нажива для капканов и т.п.). Значит, продажа уловов запрещена. Так гласит закон. И это право распространяется на представителей любой национальности.
В этом же решении Правительства РФ указано, что КМНС при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности рыбу (точнее, ресурсы) можно продавать.
Получается, что решение противоречит закону. Но это все-таки не проблема, т.к. любой студент знает, что закон по своей юридической силе уступает Конституции, равен закону и гораздо более значим, чем акты Президента и Правительства. Следовательно, в случае возникновения противоречий однозначно применяется закон, а указ или постановление (решение) применению не подлежат. Почему этим решением до сих пор оперируют - мы уже знаем. Причиной тому сложившаяся в нашей стране странная, зазеркальная, не имеющая ничего общего с федерализмом и демократическим правовым государством, модель управления. И еще это решение выгодно всем "мутящим воду".

Традиционное обеспечение жизнедеятельности

Задолго до этого, в одном из регионов Сибири законодатели дали свое, соответствующее смыслу федеральных законов определение:
"традиционная хозяйственная деятельность: промыслы, охота, собирательство дикоросов, животноводство, рыболовство, направленные на обеспечение жизнедеятельности".
В соответствии с определением, данным федеральным законом, и при отсутствии местных законов, применительно к южным районам края в нынешней ситуации, понять, в чем заключается традиционность деятельности КМНС на поприще рыболовства невозможно. Логика и интуиция подсказывают, что, по меньшей мере, эта - традиционная деятельности должна иметь особые, отличительные черты, быть не похожей на ту, что ведут некоренные жители. Но их нет. Нет по понятным причинам.
Понять, почему для КМНС - жителей краевого центра и связанных с ним дорогами населенных пунктов юга Камчатки, рыба вдруг стала являться основой существования так же нельзя. Как же они до начала "движения КМНС" смогли выжить без того, что теперь является основой жизнедеятельности? Почему они молчали почти полстолетия при отсутствии доступа к самим основам существования? Не складывается. Их бы наверняка не осталось в живых.

Зарабатывать на рыбе

Но на всё это внимание сейчас обращать не выгодно, т.к. рассматриваемый здесь вид рыболовства относится исключительно к добыче для личного потребления. А хотелось КМНС вполне понятного для них и справедливого - зарабатывать на рыбе. Вот тогда на первый план вышло происхождение (национальность). По мнению "движения КМНС" именно это обстоятельство дает им исключительное право на предпринимательскую (коммерческую) деятельность под видом рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Не всем, кто проживает в таких же условиях и рядом с ними, а только им.
Может ли такой подход найти понимание у всех жителей края? Соответствует ли он основополагающим законам страны? Конечно, нет!
Этого не могли не понимать жонглирующие правовыми нормами лидеры "движения КМНС". Они действовали не как юристы в широком смысле, а как адвокаты, что в полемике используют только выгодные подзащитному нормы и положения законов, зачастую вырывая из правовых актов только отдельные формулировки. Они не желают рассматривать проблему в совокупности всех законов и, в том числе, норм международного права. В противном случае, мы были бы свидетелями многочисленных судебных разбирательств.
Поверить в свою исключительность такие КМНС-ы, разумеется, не могли. Мы же не видели их на конференциях и съездах с лозунгами "У нас должно быть больше прав, чем у вас", хотя, это следует из самого смысла "движения".
А при таком подходе и при явной правовой слабости позиции, на "передовую" выдвинулись "литераторы", и все скатилось к почти расовой дискриминации, геноциду и т.п. Брали на испуг. Кто же из представителей власти захочет прослыть антиКМНС-ником, считай - расистом. Отсюда вывод - искали не решения проблем на долгую перспективу, а сиюминутную выгоду, ведь испуг быстро проходит.
И это срабатывало. Например, быстрое появление уже упомянутого решения Правительства РФ о видах традиционной хозяйственной деятельности и о районах традиционного проживания КМНС. Кто больше всех пугал Правительство - не важно.
Сиюминутный результат был достигнут. На реках началась неслыханная ранее резня лосося, где в основном фигурировали смышленые, проворные и наглые ребята с просторов всей нашей страны и ближайшего зарубежья. Недавно став членами свежеиспеченных многочисленных родовых общин и, значит, КМНС-ами, они вели традиционную, давнюю свою и привычную хозяйственную деятельность - коммерческое (промышленное) рыболовство (поймал - продал). Правда, незадолго до того всё это называлось браконьерством. Не бытовым, а криминальным браконьерством.
Иногда на месте присутствовал представитель с явно коренными чертами лица. Он демонстрировал всем своим видом незыблемое право на лов рыбы, придавал всему происходящему некий колорит самобытных аборигенных промыслов и утверждал, что всю пойманную рыбу немедленно развозят по домам членов общины в Петропавловске и в окрестных населенных пунктах. Так мы на практике узнали саму суть традиционности их, отличающегося от некоренных, рыболовства - продавать и употреблять в пищу рыбу. Даже неловко это комментировать и проводить краткий экскурс в историю, показывающего гораздо более древнюю, чем у коренных жителей полуострова, традицию "захватчиков" Камчатки торговать рыбой.
Поражала не наглость "коренных" на водоемах - они действовали, как им было дозволено "по умолчанию", поражало "умолчание" правоохранительных и контролирующих органов. Наверно, тут был и испуг, и "коррупционный урожай". Глядя на разгул КМНС и робкую реакцию антиразгульных уполномоченных, некоренные бросились на водоемы претворять в жизнь Конституционный принцип равенства всех граждан страны не зависимо от национальности и принадлежности к общественным объединениям.
Первый испуг прошел, власти "узрели плоды рук своих", и в настоящее время мы являемся свидетелями судорожных попыток найти выход из тупика, созданного своими руками. Созданного, конечно же, не без участия известного всей Камчатке, буквально каждому её жителю, федерального органа исполнительной власти.
(продолжение следует)
Игорь Никитин

Рыба Камчатского края


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 2810
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2010 г. »
« июнь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        


.: Сегодня: 20.07.2024 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх