В Камчатском краевом суде завершается предварительное рассмотрение уголовного дела о незаконной деятельности по добыче и реализации краба, ущерб от котрой оценивается почти на 500 млн долларов.
На прошлой неделе суд продлил срок предварительного заключения его основным фигурантам: американскому бизнесмену Аркадию Гонтмахеру, руководителям ЗАО "Восточные рыбные ресурсы" Азизу Эмбареку и Александру Суслову. Гособвинение в судебном процессе поддерживают сотрудники краевой прокуратуры. В связи с этим мы задали несколько вопросов первому заместителю прокурора Камчатского края, старшему советнику юстиции Артему Семалю.
* * *
- Артем Васильевич, это уголовное дело насчитывает 270 томов. В нем указаны сотни эпизодов преступной деятельности, которая осуществлялась в различных точках мира. Хватит ли краевой прокуратуре опыта для работы с ним? Есть ли в таких делах свои особые трудности для следователей?
- У правоохранительных органов Камчатского края накоплен достаточный опыт противодействия незаконной разработке биологических ресурсов континентального шельфа России. 15 уголовных дел этой категории рассмотрены судами края в прошлом году, 6 дел - в текущем. По всем рассмотренным делам постановлены обвинительные приговоры.
О сложностях, связанных с раскрытием данных преступлений, более компетентно могут рассказать в органах предварительного расследования. Очевидно, что их выявление и доказывание сопряжено со значительными организационными трудностями, ведь совершаются подобные преступные действия на большом удалении от мест дислокации правоохранительных органов, что затруднает своевременное проведение комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по фиксации следов преступлений и установлению виновных. Поэтому первостепенное значение имеет координация действий береговой охраны погранслужбы и компетентных территориальных органов края, в связи с чем усилия прокуроров направлены, в первую очередь, на совершенствование такой координации.
- Подобная преступная деятельность не могла осуществляться в течение такого продолжительного времени и в таких масштабах без прикрытия со стороны госслужащих, в том числе, силовых структур. В этом уголовном деле фигурируют их фамилии? Понесут ли они ответственность?
- По уголовному делу, которое сейчас рассматривается краевым судом, сотрудники каких-либо государственных органов к уголовной ответственности не привлекаются. Но из него выделено еще одно уголовное дело, в рамках которого продолжается установление лиц, имеющих отношение к этому преступному сообществу, выявляются коррупционные связи.
- В качестве защитника в судебном процессе выступает бывший заместитель прокурора Камчатской области Сергей Дрозда. Трудно ли вашим коллегам, представляющим гособвинение, противостоять бывшему начальнику?
- Участие в судебном разбирательстве поручено наиболее квалифицированным сотрудникам краевой прокуратуры. Уверен, для них не представит значительной сложности в профессиональном и психологическом плане противостоять самым опытным юристам, включая бывших работников прокуратуры.
- Одно из ходатайств защиты заключается в том, чтобы отправить дело на доследование. На ваш взгляд, есть ли основания для такой просьбы?
- Стороной защиты заявлено ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору, утвердившему обвинительное заключение, для устранения существенных недостатков, допущенных, по мнению защиты, на досудебной стадии при предъявлении подсудимым обвинения и составлении обвинительного заключения. На наш взгляд, данное ходатайство надуманно и суд обоснованно его отклонил.
- Отмечены ли попытки незаконного воздействия на участников судебного процесса ?
- Хочу заверить читателей вашего издания, что рассмотрение уголовного дела проходит в строгом соответствии с нормами уголовно-процессуального закона. Все попытки незаконного воздействия на участников судебного процесса, если таковые кем-либо планируются, будут решительно пресекаться в рамках наших полномочий и получать принципиальную оценку, в том числе, с позиции уголовного закона.
Ход судебного разбирательства постоянно анализируется руководством прокуратуры края. Следует напомнить, что обвинительное заключение по делу утвердил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, и Генеральная прокуратура также уделяет значительное внимание его рассмотрению.
- Отслеживаете ли вы состав присяжных, которых выбирают для судебного процесса? Есть ли у вас полная информация об их биографиях?
- Государственные обвинители, как сторона процесса, примут участие в формировании коллегии присяжных заседателей для рассмотрения данного дела. Несмотря на отсутствие у сторон по делу биографических данных кандидатов, явившихся для отбора в коллегию (что является гарантией их независимости), возможность их допуска к отправлению правосудия будет анализироваться исходя из ответов на вопросы суда и сторон, а также иной информации, сообщенной кандидатами о себе в соответствии с законом.
- Как вы считаете, если одному из присяжных, простому жителю Камчатского края, предложат за "правильное" голосование, например, квартиру в Москве, какой выбор он сделает? Есть ли у вас возможность оградить присяжных от таких искушений?
- Вопрос выбора - это, в первую очередь, вопрос морального облика и правосознания конкретного человека. Вместе с тем, на ограждение судей (а присяжные имеют статус судей) от искушений принятия неправосудных решений направлен целый ряд федеральных законов - от Уголовного кодекса и процессуального законодательства до законов о судебной системе. На реализацию механизмов, заложенных в этом законодательстве, будут направлены усилия и органов прокуратуры, и других правоохранительных органов федерального и краевого уровня.
Все, что зависит от нас для обеспечения законности уголовного судопроизводства по данному делу в соответствии с компетенцией прокуратуры, будет сделано.
Кирилл МАРЕНИН.
Газета "Камчатский край"
|