"Не бойся первой ошибки, избегай второй" (русская пословица)
Вот-вот стартовала лососевая путина-2010.
По предварительным прогнозам возможный вылов тихоокеанских лососей в прибрежье рекомендован в объеме 341,5 тысячи тонн, а с учетом российского и иностранного дрифтерного промысла - 363,8 тысяч тонн. Об этом на биологической секции Ученого совета ТИНРО-Центра проинформировал ведущий научный сотрудник отдела бассейновых промысловых прогнозов и регулирования промыслов Владимир Таразанов. "Лососевая путина начнется в конце мая на юго-западном побережье Сахалина ловом горбуши, - сказал научный сотрудник. - Примерно в это же время начнется лов чавычи и нерки на восточной Камчатке. Июль - август - период рунного хода горбуши, нерки и кеты во всех остальных районах. В сентябре масштабный промысел кеты будет проходить на Сахалине, Курильских островах и в Амуре. В целом лососевая путина - 2010 прогнозируется по аналогу путины 2008 года".
По мнению ученых, при хорошей организации промысла и оперативной работе региональных комиссий, а также благоприятных погодных условиях рыбаки смогут освоить прогнозируемые объемы возможного вылова.
Вспомним прошлогоднюю лососевую путину, которая оказалась рекордной за много лет по количеству выловленной рыбы. В 2009 году было добыто свыше 535 тысячи тонн тихоокеанских лососей - абсолютный исторический максимум.
Тогда ученые заранее предупреждали о том, что подход рыбы будет большим. Еще в апреле 2009 года из уникальной экспедиции вернулось НИС "ТИНРО" Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра. Два с половиной месяца ученые изучали лососей в северо-западной части Тихого океана. И пришли к выводу, что можно ожидать значительные подходы лососей в охотоморском бассейне и рекомендовала к вылову 398 тысяч тонн лососевых.
Все были предупреждены. Однако проблемы в ходе путины возникли. И связаны они были, прежде всего, с хранением и доставкой на внутренние рынки страны. Сложилась такая ситуация, что рыбы оказалось очень много (что, казалось бы, должно быть выгодно для потребителя), но она не могла дойти до своего покупателя. Порт Владивостока был перегружен поставляемой рыбной продукцией, ежедневно принималось 7-8 тысяч тонн лосося. Холодильные склады были практически переполнены, а отправить накопившуюся рыбу в полном объеме было невозможно.
Такая обстановка сложилась в августе прошлого года. Кто оказался прав, кто виноват?
Рыбаки обвинили руководство ОАО "РЖД" в срыве поставок рыбы в западную часть страны. Росрыболовство предъявило свои претензии железнодорожникам, указав на то, что они работают неэффективно в условиях рекордного вылова рыбы, а также на то, что тарифы на вывоз скоропортящейся продукции поднялись в несколько раз.
"Мы еще весной предупреждали о рекордных подходах лосося. Никто никого не обманул. Тогда же мы обращались к РЖД с просьбой подготовить вагоны. Но сегодня железнодорожники требуют от нас до часа предоставить заявки под подвижной состав, как это было во времена СССР и плановой экономики", - сказал вице-губернатор Приморского края по вопросам внешней политики, сельского и рыбного хозяйства Игорь Улейский. "Сегодня в рыночных условиях надо правильно реагировать на вызовы. Если есть прогноз о "большой" рыбе на Дальнем Востоке, значит, нужно заранее здесь сконцентрировать подвижной состав. Невозможно сейчас предугадать, когда рыбацкая компания продаст улов и когда ей понадобятся вагоны", - подчеркнул он.
В свою очередь ОАО "РЖД" опровергло такие обвинения в свой адрес. Там посчитали, что основная причина проблем с вывозом рыбы с Дальнего Востока заключается в том, что не были спланированы графики ее отправки, а вагонов для транспортировки как раз таки хватало и, более того, они простаивали в ожидании погрузки. А высокие тарифы связаны с накруткой третьих лиц, так как сама компания снизила свои тарифы на 16-38%, а транспортная составляющая в рыночной цене горбуши не превышала 6-7%. Также упреки в завышенных тарифах связывали с ускоренными поездами, где доставка действительно стоит дороже, чем в обычном маршруте.
Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин отметил, что фактически доминирующее положение ООО "Дальрыбпорт" - единственного крупного рыбного порта на Дальнем Востоке с большим количеством холодильных мощностей и причальных стенок - привело к ограничению вывоза рыбы. Компания работала в напряженном режиме, но она не могла справиться с переработкой всей поступающей продукции.
Так высказывались обе стороны. И в то время, пока шли эти размолвки между руководствами двух крупных компаний (а длилось это в целом около месяца), выловленная рыба все продолжала поступать в порт Владивостока, откуда и не могла попасть к столу жителей западных регионов России. Доходило до того, что цена килограмма красной рыбы опустилась до 25-30 рублей (а на Сахалине ее продавали почти задаром - по 10 рублей за килограмм). Для того, чтобы окупить улов, рыбопромысловые суда стали заходить в порты Китая и Кореи, где их уже ждали иностранные скупщики рыбы. В итоге большая часть выловленной продукции оказалась заграницей, а это значит, что и доход от перепродажи отправился явно не в российскую казну.
После окончания лососевой путины-2009 состоялось подведение ее итогов, на котором были высказаны как плюсы, так и минусы. Основное внимание было уделено вопросам доставки рыбопродукции в центральные районы страны и ее последующей реализации. Путина подтвердила острую потребность в новых береговых мощностях по хранению уловов и их переработке, необходимость отработки вопросов эффективной логистики. Андрей Крайний предложил в качестве выхода из создавшейся ситуации создание собственной транспортно-логистической компании. Тогда и таких серьезных проблем с вывозом рыбной продукции на внутренний рынок страны не возникнет. Также необходима модернизация рыбной инфраструктуры в целом.
Такова прошлогодняя путина. Что ждет нас в этот раз? Пока трудно предположить, ведь она только началась. Но предварительные прогнозы озвучены, и есть результаты прошлого года. Теперь важно применить знания на деле и показать, что полученный опыт не прошел даром.
При подготовке материала были использованы публикации с сайтов www.tinro-center.ru, press.rzd.ru, www.fishnews.ru.
Мария Марико
Рыба Камчатского края
|