Арена научных изысканий - Мировой Океан
В середине 1950-х годов, утвердив в ЦК концепцию развития океанского рыбного флота, загрузив судоверфи Киева, Николаева, Херсона, Гданьска (Польша), Штральзунда (ГДР) и даже ФРГ, министр А.А. Ишков бросил весь уже построенный крупнотоннажный флот (БМРТ, проект 394) в научно-экспериментальные рейсы, посадив на каждое судно по группе ученых-биологов.
Начался глобальный поиск водно-биологических ресурсов Мирового океана.
Китобойный промысел был уже налажен - с 1946 работала китобойная база (КБ) "Алеут", ее сменила китобойная флотилия (КБФ) "Слава". С осени 1959 г. в строй вступила КБ "Советская Украина", с 1960 г. - КБ "Советская Россия" и "Юрий Долгорукий".
Советские ученые "прошлись" по всем изобатам, банкам, хребтам, течениям, они скрупулезно заглянули за каждый островок, материк, и даже айсберг. Они учли видовой состав подводной фауны и флоры.
Мировое сообщество еще только готовилось к мысли о том, что рыбные запасы и научно обоснованная информация о них, - есть стратегический ресурс, а мировое рыболовство - это не только распространение своей культуры в прибрежных странах, но и организация заходов рыболовных судов в порты прибрежных стран, судоремонт и создание рабочих мест, организация авиасообщения, подменных команд…
Поэтому не случайно все это в совокупности привлекало внимание у правительств прибрежных стран к русским рыбакам больше, чем к агентам ЦРУ.
За период с 1947 по 1955 годы разворачивается крупномасштабный промысел в Норвежском море и у береговой Гренландии, с 1956 - у Южных Курил, с 1958 научно-экспериментальные рейсы БМРТ "Жуковский", БМРТ Севрыбы и Азчерыбы.
Начиналось освоение марокканской сардины в ЦВА, запасов трески и камбалы Большой Ньюфаундленской банки, с 1963 г. - рыбных запасов Аляски, Алеутской гряды, Ванкуверо-Орегонского района (окунь, хек, прибрежная сельдь, камбала), а также Западной Африки.
В 1964-1965 гг. советские ученые открыли и изучили запасы Австралии и Новой Зеландии, островов Океании, Полинезии и Индонезии. В это же время начинается освоение тихоокеанского сектора Антарктики, банок Обь и Лена, острова Кергелен, шельфа Аргентины и Уругвая. В 1967-1968 гг. "откупориваются" запасы АЧА (Атлантической части Антарктики), островов Южной Георгии и Южных Оринейских островов. С 1978 г. идет промышленное освоение ЮВТО, ЮЗТО с ежегодным уловом в 1 млн. тонн.
Однако любому промышленному освоению какого-либо района Мирового океана предшествовала большая научная работа НИСов перспективной, а затем оперативной промысловой разведки. Расширение зоны промысла в Мировом океане ставило новые задачи. Поймать и произвести рыбопродукцию в морях Мирового океана - это полдела, надо ее транспортировать в места потребления. Создаются транспортные суда (и транспортные флота), сбытовые конторы, в том числе в 1965 г. Соврыбфлот по обслуживанию флота за рубежом (агентирование, снабжением, ремонт), по обменным операциям, для закупки и поставки ГСМ для советского рыбопромыслового флота - совместное предприятие (СП) "Боминфлот" в Гамбурге. И теперь не обязательно везти топливо для промфлота танкером из Севастополя или Калининграда, достаточно предать требуемое количество топлива в Европу или оплатить необходимое количество ГСМ в Южной Африке.
Траловый флот СССР к тому времени разделился на крупный океанический автономный (БМРТ, РТМ-Т, РТМ-А, РТМ-С, БАТМ, РТК-С, РТМК-С), занимающийся добычей и переработкой рыбы, и средне-тоннажный (РС-300, СРТ-300, 400, СРТM-800,СРТМ-К, СРТ и т.п.) добывающий флот, которому нужны базы-матки - принимающие и перерабатывающие улов, снабжающие промышленные суда топливом, продуктами, проводящие медицинское и культурное обслуживание.
К 1970 году более 54 процентов общего улова приходилось на средне-тоннажный флот. С 1962 года в Польше для СССР строятся плавбазы типа "Северодвинск", а с середины 60-х годов - типа "Пионер", "Профессор Баранов". К 1970 году плавбаз насчитывается уже 23 единицы, в т.ч. ПБ "50 лет Октября" (1968 г.), "Северный полюс" (1969 г.) - эти морозильные плавбазы пришли на Камчатку. А чисто консервные, 17 единиц, построенные до 1970 года на Адмиралтейской верфи (ПБ типа "Андрей Захаров", "Кораблестроитель Клопотов"), поступили в распоряжение управления "Дальморепродукт" для производства крабовых консервов.
Новое направление технологии - производство консервов из рыб в местах промысла на примере ПДПКЗ "Наталья Ковшова" (1967), "М. Поливанов" (1968), "Ан. Халин" (1969 г.) показало большую перспективу. К этому времени уже открыты марокканская сардина и дальневосточная сельдь, японская сардина иваси и южно-курильская сайра - великолепное консервное сырье.
В это же время на адмиралтейской верфи в Ленинграде находился законченный корпус крупного корабля-турбохода для военного ведомства, но в связи со сменой концепции, связанной с сокращением вооруженных сил, по предложению министра судостроительной промышленности Бориса Евстафьевича Бутомы была сформулирована и с энтузиазмом воспринята идея строительства крупнейшей рыбоперерабатывающей базы для рыболовного ведомства страны.
Идея упала на благодатную почву. Министр рыбного хозяйства Александр Акимович Ишков посчитал это даже подарком судьбы. В то время темпы роста уловов советских рыбаков в Мировом океане и объемы рыбных запасов, открытых в предшествующие 10 лет, требовали как можно большего пополнения флота. Казалось, что если бы инициативы Н.С. Хрущева по сокращению военно-морского флота были бы гораздо большими, то Александр Акимович не отказался бы и от корпусов крейсеров и фрегатов, стоящих в то время на стапелях - из них вышли бы вполне сносные скоростные траулеры. Но пока речь шла только о законченном турбоходе. Оба министра тут же составили записку в ЦК КПСС - и получили одобрение.
Фантазия Александра Акимовича не имела границ, но, в конце концов, он остановился на идее строительства РПБ с промысловыми судами на борту: то есть рыбопромысловая база шла в дальние районы промысла, где будет спускать "ловцов" на воду, когда, обнаружив крупные скопления сардины, ложилась в дрейф.
Эта идея легла в основу проекта. И была реализована.
Впервые министерством рыбного хозяйства СССР был проведен конкурсный отбор капитана и механиков РПБ. Ишков считал, что для воплощения проекта нужен не просто капитан или капитан-директор, нужен был капитан-директор-поэт. И слова которые он напишет, сложенные в честь его экипажа, должны зазвучать гимном человеческому разуму коллективного творчества, рыбацкой удаче, под стать уникальности этого корабля, единственного в мире.
(продолжение следует)
Интернет-музей отечественного рыболовства