– Интеллектуально-продовольственный парадокс! – восклицает один доморощенный юморист. – Килограмм минтая без головы стоит 80 рублей. Минтай с головой продают по 75.В "шутку юмора" мне никак не въехать. Лепечу, похоже, не в тему: – Вчера в магазине по 110 целковых видела... Ну-у о-очень большая рыбина, почти что осетр.
– А знаешь, как приготовить заливного осетра по простейшему рецепту и без особых затрат? – не унимается словоблуд. – Берешь минтая и заливаешь, что это осетр.Не знаю, отчего моего знакомца потянуло в минтаевую тему. Может быть, потому, что разговор этот происходил в четверг. А в четверг у нас по старому советскому календарю – что? Правильно: рыбный день. Чужой напев заразителен. И вот уже в моей голове, как заевшая пластинка: "Кто-то жарит бок минтаю. Я ж хожу слюну глотаю...".
И не надо удивленных взоров: нашла, мол, чем заморачиваться! Бросовая-де рыбешка была, раньше ею только пушных хищников в зверосовхозах кормили да в муку перемалывали. И еще для домашних кошечек-котов ее покупали, прозвав "кошачьей радостью".
Впрочем, и на столы фабрично-заводских, студенческих, армейских, городских и сельских столовок этой рыбы немало перепадало. Вместе с другими "бездефицитными" тогда рыбными собратьями – хеком и треской. Правда, готовить его общепитовские повара не умели. Поэтому, собственно, и вызывала рыбка зарок на будущее: больше минтая не есть!
Другое дело – минтаевая икра, чья непривлекательность восполнялась полезностью (равной полезности черной и красной икры) и питательностью: в минтаевых "яйцах" при полном отсутствии углеводов и насыщенных жиров обнаружилось богатство биологически активных веществ, аминокислоты, липиды, витамины А, В1, В2, С, РР и чудо-белок, который полностью усваивается организмом...
А вот печень минтая во времена оны попадала в разряд дефицитных продуктов. Как, впрочем, и печень трески (любопытно, что печеночный жир минтая выигрывает у нее по содержанию витаминов).
Кто бы мог подумать, что вокруг бросовой рыбки развернутся нешуточные страсти, а причиной зарока "не есть!" станет не сомнительная аппетитность минтая, а его взметнувшаяся до заоблачных небес цена. В середине 1990-х стоимость килограмма "кошачьей радости" сравнялась со стоимостью килограмма хорошего мяса. Чуть позже рынок стал заполняться рыбой, прежде считавшейся дефицитной. У потребителя появился выбор. И делался он чаще всего не в пользу примитивного минтая.
Игрокам рыбного рынка пришлось, во-первых, слегка взнуздать цены. Во-вторых, привести в божеский вид товарную продукцию. Неразделанного, с головами, "умного" минтая на прилавках стало меньше. Из цивилизованных супермаркетов и универсамов он исчез вовсе, залеживается только на прилавках заштатных продмагов эконом-класса. Основная же масса минтайной продукции – разделанная рыба без голов. Или филе минтая.
Ежегодно из пучин морских рыбаки-промысловики вытаскивают около 4 миллионов тонн минтая. Это мировой улов. Когда-то половина его приходилась на долю бывшего СССР, теперь промысел строго регламентирован. Тем не менее доля России в мировом вылове минтая остается достаточно высокой: 32 процента. По мнению многих экспертов, в перспективе Россия могла бы стать одним из крупнейших поставщиков минтая на международный рынок.
Весной нынешнего года мороженая рыба наряду с чаем и сахаром оказалась лидером роста цен в рознице среди всех популярных продуктов питания. Только за первые три месяца она подорожала в среднем на 10,3 процента и готова была перевалить через так называемую психологическую отметку – 100 рублей за килограмм (в среднем по России). О чем забил тревогу даже первый вице-премьер Виктор Зубков.
Призванное к ответу Федеральное агентство по рыболовству ("Росрыболовство") объяснило ситуацию "плохой промысловой обстановкой": минтая, мол, в принципе много, но он в этом году задержался в районах, где ловить запрещено. Поэтому вместо 632 тысяч тонн, которые можно добыть без ущерба для рыбных запасов, рыбаки подняли на борт только 507 тысяч тонн. В результате в порту Владивостока минтай "в опте" подорожал на 6 рублей, а уж по какой цене он дойдет до конечного потребителя – не проблема "Росрыболовства".
Чиновники предпочли не акцентировать особое внимание на том, кто же главный оптовый покупатель российского минтая. А им был и остается Китай, скупающий минтай у наших рыбаков. "В российских магазинах 90 процентов переработанного минтая – импортного производства!" – настаивают на своих выводах аналитики рыбного рынка.
Китай скупает российские "дары морей" везде где может: в море и на аукционах, на Дальнем Востоке и в Мурманске, непосредственно у российских рыбаков, а также через японцев, корейцев, норвежцев... И добавленная стоимость, которую он получает от экспорта в Европу филе минтая, не имея ни одной тонны собственного улова этой рыбы, по расчетам аналитиков, достигает 100 – 150 процентов, занимаемая им доля европейского рыбного рынка – 70 процентов. Россия же, в чьем распоряжении имеется разнообразная сырьевая база рыболовства, не только почти не присутствует на мировом рынке конечных продуктов глубокой переработки, но и с пугающей быстротой сдает свои позиции на внутреннем рынке.
Однако у российского потребителя к филе минтая из Китая (как, впрочем, и к филе других рыб) очень серьезные претензии. Вернее, претензия одна, но существенная: продукт ПЕРЕМОРОЖЕН настолько, что после размораживания и кулинарной термообработки есть почти что нечего. Из одного килограмма замороженного филе реально получается 300 – 400 граммов "чистой рыбы". Остальное – вода.
Защитники потребительских интересов российских едоков уже не раз обращались к китайской стороне с нареканиями. Но противник защищается контраргументом: "Вся Европа ест наше рыбное филе, и никаких претензий... Ищите виновных среди своих посредников-поставщиков".
Поди разберись, кто прав, кто виноват... Родной "Роспотребнадзор" только констатирует факты. Так, в июне нынешнего года в письме, адресованном потребителям, предпринимателям и юридическим лицам, он информировал об импортных рыбных продуктах из Китая (а также из Вьетнама), "употребление которых может отрицательно сказаться на состоянии здоровья человека". В надзорную опалу кроме филе минтая попали филе тунца, трески, окуня, судака, путассу, хека, кальмара. Далее цитата:
"Филе минтая штучной заморозки, ввозимое из Китая на территорию Российской Федерации, а также мясо и обрезь минтая, путассу, хека вьетнамского производства отправляются в транспортной таре поставщика организациям, которые фасуют их в потребительскую упаковку и поставляют в торговую сеть. При этом информация об истинном производителе на этикетке данного продукта отсутствует, и в качестве изготовителя и упаковщика выступает российская компания".
Что же получается?
А то, наверное, и получается, что внешне облагороженное филе минтая хуже той замороженной рыбины, которая с хребтом, с хвостом и даже, может быть, с головой и потрохами. В конце концов, для умелой хозяйки не составит большого труда самой разделать податливую рыбешку, обработать тушку.
Главное – уметь ее приготовить так, что и заливать (в смысле "врать") не надо, будто это... осетр.
Татьяна МАРЬИНА.
Санкт-Петербургские ведомости |