окончание
4. А беда уже на пороге
Проблема камчадалов неожиданно стала одной из самых острых при обсуждении мировых проблем рыболовства на Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке на круглом столе "Ответственное управление рыболовством, методы и средства". Говорят, что дискуссия по этому вопросу длилась полтора часа.
Вот, что сообщало информационное агентство Fishery.ru: "Оживленную дискуссию вызвала проблема коренных народов Севера, о которой говорилось в докладе В.М.Галицына (Министра рыбного хозяйства Камчатского края - Ред.). Оказалось, что несовершенство законодательной базы приводит к тому, что КМНСами прикидываются люди, которые ими явно не являются (напомним, что в России действует самоопределение национальности). Кроме того, есть явная проблема и с определением самого понятия. Квоты на вылов ВБР должны даваться лишь тем, кто поддерживает традиционный образ жизни. Сколько раз в году его нужно поддерживать? Один раз съездить на реку и покоптить рыбу достаточно, чтобы дали квоту на вылов 200 килограмм чавычи? Злоупотребление "самоопределением" приводит к тому, что в ходе этой путины на реку Большую в Камчатском крае вышли все, кому не лень, и инспектора ничего с этим не могли поделать. При этом ловить рыбу КМНСы имеют права там, где им вздумается - например, на нерестилищах. Какое же решение предлагает Галицын? Ввести удостоверение и точные определения всех понятий, а то вон президент ассоциации КМНСов - вообще грузин".
На Конгрессе рыбаков было принято два документа - Резолюция IV Международного конгресса рыбаков и Обращение российских участников Конгресса.
Три пункта этого Обращения - это как раз те новые пути, которые видят рыбопромышленники для решения проблемы традиционного рыболовства. Но мы дадим полный текст Обращения, чтобы понять значение традиционного рыболовства в судьбе рыбной отрасли России в оценке крупнейших рыбопромышленников и рыбацких общественных объединений страны.
Обращение российских участников Четвертого Международного конгресса рыбаков
Российские участники Четвертого Международного конгресса рыбаков, заслушав и обсудив доклады и стратегические вопросы устойчивого управления рыболовством и поддержания рынков стабильности рыбопродукции, констатировали, что несмотря на очевидный прогресс в совершенствовании административных мер регулирования, способствовавших успешному отражению вызовов мирового финансового кризиса и обеспечению в этих условиях роста экономических и социальных показателей, отрасль испытывает негативное влияние множества внутренних и внешних факторов неустойчивого развития: остается нерешенной проблема старения рыбопромыслового флота и не просматривается перспектива его обновления без кредитной и законодательной поддержки со стороны государства; далеко не в полном объеме используются многие водные биоресурсы шельфовой зоны в то время, как большая часть экономически активного населения прибрежных районов не имеет права доступа к ним; отсутствие единого для пользователей водных биоресурсов пространства ограничивает полномасштабное вовлечение промысловых и перерабатывающих мощностей на недоиспользуемых объектах; в ряде прибрежных районов, отличающихся высокой биопродуктивностью и конкурентоспособностью марикультур по отношению к рыболовству, последнему отдается предпочтение в административных решениях по их использованию; отсутствие юридически обязательных правовых актов по усилению роли и ответственности государств порта за выгрузку браконьерской и контрабандной рыбопродукции в иностранных портах продолжает способствовать процветанию сектора неформальной экономики в российском рыболовстве и увеличению издержек законопослушного производителя; согласились, при формировании принципов российской политики в противодействии ННН - промысла система учета и регулирования (в том числе принуждения) должна быть единой, доступной и понятной для основных пользователей (стратегическое и корпоративное управление рыболовством, наука, органы контроля, образование, тренинг-операторов рыболовства и логистики рыбопродукции); учли тенденции глобализации мировых рынков водных биоресурсов и рыбопродукции, ответственность российского рыболовства за устойчивость промыслов и стабильность рынков и обращаются к Федеральному агентству по рыболовству с предложениями: - включить в Национальный план России по противодействию ННН-промыслу создание прорывных технологий объективного учета, мониторинга, анализа рыболовства и оперативной выработки эффективных решений и действий; - разработать и утвердить положение о едином промысловом пространстве для всех пользователей водных биоресурсов и внести изменения в Федеральный закон № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" ; - ускорить решение законодательно-правовых вопросов марикультуры, отдавая приоритеты использования трехмильных прибрежных зон для выростных хозяйств; - использовать федеральный административный и кредитно-финансовый ресурс для развития оптовой торговли и переработки рыбопродукции на территории России, реализации плотного проекта оптового рыбного рынка в г.Владивостоке в 2010-2012 годах; - способствовать усилению подготовки кадров и ее ориентации с учетом новых требований к обеспечению устойчивого рыболовства, переработки и стабилизации рынков; - всемерно поддерживать создание новых международных консорциумов по проектированию и строительству на территории России новых рыбопромысловых судов, конкурентоспособных в соперничестве за рынок водных биоресурсов Мирового океана; - способствовать совершенствованию финансового механизма обновления основных фондов отрасли, включая строительство рыбопромыслового флота на условиях лизинга; К Правительству Российской Федерации с просьбой: - дополнить приказ Госкомрыболовства № 315 положением, определяющим, что традиционное рыболовство без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется на водных объектах общего пользования, в местах, определяемых территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, по согласованию с научно-исследовательскими организациями, федеральными государственными учреждениями - бассейновыми управлениями по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов в организации рыболовства, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству; - дополнить приказ Федерального агентства по рыболовству № 166 положением, определяющим, что объемы добычи (вылова) анадромных, особо ценных и ценных видов рыб для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС в конкретных зонах и подзонах, на соответствующих водных объектах должны устанавливаться Федеральным агентством по рыболовству на основании рекомендаций специализированных научно-исследовательских организаций, в рамках объемов, выделявшихся на эти цели в последние три-пять лет; - одобрить и ратифицировать проект юридически обязательного договора стран - участников форума ФАО ООН, направленного на борьбу с ННН-промыслом, которым фактически закрывается доступ в порты судов браконьеров; - о создании института оптовых рыбных торгов, обеспечивающих устойчивый баланс интересов субъектов рыболовства и стабильно действующую логистику движения товарных и денежных потоков на российской территории; - об ускоренной реализации Комплекса мер, рассмотренных и одобренных Правительством Российской Федерации 9 июня 2009 года, включая, прежде всего, освобождение от уплаты таможенных пошлин и беспроцентной рассрочки по НДС при ввозе в Россию рыбопромысловых судов, а также введение нулевых ставок НДС и таможенной пошлины при ввозе не имеющих аналогов в России судового, рыбоперерабатывающего оборудования и оборудования для объектов аквакультуры; К Государственной Думе Российской Федерации с просьбой: - внести дополнение в ст. 5 Федерального закона № 82-ФЗ, определяющее, что порядок подтверждения принадлежности граждан Российской Федерации к КМНС устанавливается Правительством Российской Федерации; - внести изменения в ст.32.1 Федерального закона № 166-ФЗ, предоставляющее обладателям доли возможности свободного отчуждения прав использования водных биоресурсов в пользу третьих лиц на основании договоров, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации или на аукционе; - дополнить законодательную базу Российской Федерации, разрешающую использование долей квот добычи водных биоресурсов в качестве залога при получении кредитов; - исключить из федерального закона № 166-ФЗ норму по уничтожению водных биоресурсов, выловленных при проведении рыболовства в целях научно-исследовательских работ.
Понятно, почему эти вопросы не были включены в общую резолюцию Конгресса - они являются сутью внутренней политики России в области рыболовства. За границей, вряд ли, найдутся законодатели, которые предложат уничтожать рыбу, пойманную в научно-исследовательских целях. И уничтожать не килограммы - а СОТНИ ТЫСЯЧ ТОНН, якобы в целях пресечения незаконного оборота этой рыбы! И одновременно только у нас можно придумать доли квот, закрепить их за пользователями в смешных пропорциях и не вводить эти доли в активный оборот, порождая, таким образом, самое злостное и откровенное браконьерство.
Следуя международной моде борьбы с ННН-промыслом (на словах), мы ровным счетом ничего не делаем, чтобы этот промысел - незаконный, нерегулируемый, несообщаемый - остановить, прекратить, уничтожить.
Недавно прокуратура Камчатского края собрала общественность для проведения "круглого стола", чтобы поговорить о том, как работает наше российское законодательство в области сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов.
Мне, как координатору общественной Коалиции "Сохраним лосось ВМЕСТЕ!", дали пять минут для выступления и остановили точно в срок, когда я сказал, что до 2006 года на территории Камчатской области и КАО не было ни одного случая привлечения к ответственности лиц, скупающих икру у населения, у браконьеров, в то время как оборот икры лососей является основной экономической составляющей браконьерства всех видов на Камчатке.
Конечно, я называл неприятные для рыбоохранных и правоохранительных органов цифры и факты. Но это были данные экспертов Проекта Программы развития Организации Объединенных Наций, Глобального Экологического Фонда и… Росрыболовства.
Конечно, эти цифры и факты чудовищны.
В целом по Камчатскому краю объем браконьерского изъятия лососей всех видов изменяется по годам от 53 до 70% от объемов легального промысла, официально зарегистрированных отраслевой статистикой. Среднегодовое браконьерское изъятие по видам лососей за период 2002 - 2006 гг. имеет следующую структуру: горбуша - 16139 т (28% учтенного вылова), кета - 20598 т (201%), нерка - 12376 т (61%), кижуч - 4065 т (376%), чавыча - 1110 т (230%).
А вот какова истинная роль государственных органов по пресечению этого браконьерства: "Максимальный ежегодный объем конфискованной икры и рыбы органами рыбоохраны и МВД за период с 1996 по 2006 гг. : Камчатрыбвод (1996-2002) - 417 тонн рыбы и 77 тонн икры (2001 г.). Россельхознадзор - 864 тонны рыбы (2006 г.) и 50 тонн икры (2005 г.). УВД Камчатской области в период проведения операции "Путина" (1996 - 2006 г.) - 383 тонны рыбы (2000 г.) и 85 тонн икры (2002 год). Всего за 10 лет сотрудниками ОВД изъято 111,1 тонны икры и 1465,6 тонн рыбы.
То есть совокупная средняя фактическая эффективность государственных органов, осуществляющих функцию органов рыбоохраны, составляет менее 4% процентов от объемов реального незаконного вылова лососей на территории Камчатского края. По бассейнам наиболее незаконно облавливаемых нерестовых рек (Большая, Камчатка, Воровская и др.) эта эффективность еще ниже, что можно проследить по материалам данных о количестве изъятой рыбопродукции за 2005 - 2006 годы по районам Камчатского края, так как 59-79% рыбы и 81-90% икры по данным УВД изымается всего лишь двух географических точках края - городах Петропавловске-Камчатском (морской порт) и Елизово (аэропорт).
По данным УВД Камчатской области, только в 2002 году вывезено 1973,117 тонн икры. Для заготовки такого количества икры потребовалось выловить около 50 000 тонн рыбы, что составляет 59% от официального улова (84527,6 тонн лосося) этого же года.
Поскольку каналы вывоза легальной и нелегальной рыбопродукции одни и те же, то можно также полагать, что от 40% до 90% (в среднем 65%) всей нелегально добытой лососевой икры вывозится напрямую из районов промысла морским транспортом (перерабатывающими судами и судами-приемщиками…".
Но еще более чудовищен тот факт, что никто на Камчатке с этими фактами и цифрами… не борется. Главный судебный пристав Камчатского края докладывал участникам "круглого стола", что из пятисот с лишним миллионов рублей ущерба, предъявленного нарушителям рыбоохранного законодательства в 2009 году, взыскано… только 25 миллионов. Тогда какой, скажите, смысл во всех тех цифрах-показателях, которые, по свидетельству природоохранного прокурора, из года в год растут на полуострове. Ведь эти цифры, по существу, пустые, они не отражают действительной сути борьбы с браконьерством, которое носит на Камчатке (и по всей России тоже) тотальный и глобальный характер.
"На Камчатке до 2006 г. уголовные дела по признакам состава преступлений, предусмотренных ст. 175 УК РФ (приобретения или сбыта лососевой икры и другой продукции из лососевых рыб) не возбуждалось вообще".
"При переходе уголовного процесса на стадию судебного разбирательства общая доля уголовных дел с крупными и средними материальными ущербами постепенно уменьшается, и, наоборот - общая доля уголовных дел с небольшими ущербами существенно увеличивается.
Статистика выявленных преступлений в рыбной отрасли показывает, что в основной массе до суда доводятся дела с небольшими ущербами, т.е. под суд попадают в основном "рядовые браконьеры", а не организаторы теневого бизнеса".
"Правоприменительная практика на Камчатке в отношении ст. ст. 175 и 238 УК РФ указывает на то, что основной принцип правосудия всех времен и народов - "неотвратимость наказания" - абсолютно не работает в отношении главных "организаторов браконьерства", а именно, в отношении скупщиков браконьерской продукции. В этом и состоит главная проблема, которую необходимо решить, в т.ч. и через изменение законодательства".
Но об этом в Обращении лидеров рыбной отрасли России ни слова.
Как ни слова и о рыбопромысловых участках, которые по конкурсу выиграли КМНС. В Обращении говорится только о необходимости введения ограничений по объемам квот, выдаваемых на эти участки для рыболовства в целях традиционной хозяйственной деятельности - предложено ограничить их в объемах последних трех-пяти лет, хотя на эти участки квоты выделены… впервые.
Но не будем придираться. Дело в том, что ВОСЕМЬДЕСЯТ процентов рыбопромысловых участков в Камчатском крае, полученных КМНС в результате конкурсов, НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ РЫБОЛОВСТВА. Эта цифра была озвучена на "круглом столе" в прокуратуре Камчатского края со ссылкой на информацию Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
А вот это уже интересно. Участки не используются, а квоты… активно осваиваются.
А ведь эти участки, в полном соответствии с требованием, изложенным в Обращения рыбопромышленников России, были выделены именно "в местах, определяемых территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, по согласованию с научно-исследовательскими организациями, федеральными государственными учреждениями - бассейновыми управлениями по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов в организации рыболовства, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству".
То есть для КМНС были предоставлены рыбопромысловые участки, которые на 80 процентов не соответствовали тем задачам ТРАДИЦИОННОГО рыболовства, которые должны были решить КМНС. Часть коренных таким образом вообще устранялась от участия в конкурсе - они не хотели иметь "непродуктивные" участки, выделенные на тех реках, где они ловили прежде. А лже-коренные и коренные, за спиной которых были определенные силы, захватывали участки везде, где было позволено, так как им были нужны не сами участки, а КВОТЫ. Как верно на "круглом столе" сказал Сергей Тимошенко, руководитель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки: КВОТЫ - ЭТО ДЕНЬГИ, ИХ МОЖНО ПРОДАТЬ. И народ бился не за участки, а за возможность получить квоты. И потому, хотя 80 процентов участков в период путины не работало, квоты, выделенные на эти участки, скорее всего, будут освоены полностью. И это не парадокс - это наша камчатская действительность: просто под видом лже-КМНС в значительной степени легализовалось криминальное браконьерство.
Сегодня вопрос об отмене реестра рыбопромысловых участков Камчатского края рассматривается в Верховном Суде Российской Федерации. Возможно, результаты конкурсов будут отменены. Но суть происходящего это, вряд ли, изменит. Да и коренные по всей России требуют вернуться к прежней норме законодательства - получения рыбопромысловых участков для традиционной хозяйственной деятельности (и если Правительство положительно воспримет Обращение рыбопромышленников - то и для традиционного образа жизни) БЕЗ КОНКУРСОВ. Но, скорее всего, конкурсы повторятся, чтобы произвести на Камчатке очередной рыбный передел. Мы не знаем как - по честному или по справедливому (вспомним анекдот!) - в действительности можно разделить то, что принадлежит ВСЕМ, живущим в крае. Поэтому и будут снова делить по понятиям вместо того, чтобы, наконец, договориться по-людски, когда такая возможность у нас появилась в связи с объявлением всей территории Камчатского края - районом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Но, судя по Обращению рыбопромышленников, рыбный бизнес настроен категорически против того, чтобы договориться, и ставит свои достаточно жесткие условия: квоты сократить до минимума, а промысел вести только в "резервациях". Коренные ответят столь же жестко и потребуют наоборот увеличить им квоты на хозяйственную деятельность - вплоть до "фифти - фифти". А местные старожилы и "залетные" ужесточат браконьерство на реках, считая себя несправедливо обиженными и бизнесом, и коренными, и властью, которая не защищает их гражданские интересы и права.
Но это еще полбеды. Это мы уже проходили. Беда впереди.
Судя по Обращению, Камчатке грозят не только новые лососевые войны - грядет большой рыбный передел в масштабах России-матушки. И скоро мы, в результате внутренних междоусобиц по дележке квот и взаимной непримиримой вражды между коренными, местными и залетными, сможем потерять всю прибрежку, а не только лосось (ведь дрифтер, благодаря нашей камчатской разноголосице, уже узаконен).
В обращении рыбаков России, которое подписали и представители камчатского рыбацкого сообщества и бизнеса, записано предложение для Федерального агентства по рыболовству: разработать и утвердить положение о едином промысловом пространстве для всех пользователей водных биоресурсов и внести изменения в Федеральный закон № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
И вот тогда статья 9 Конституции Российской Федерации, не зависимо от того, к чему приведут местные наши разборки с доморощенным лососем, де-факто перестанет существовать для Камчатского края: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". По этому поводу в Обращении имеются уже СВОИ доводы: "далеко не в полном объеме используются многие водные биоресурсы шельфовой зоны в то время, как большая часть экономически активного населения прибрежных районов не имеет права доступа к ним".
Проиграют все - и местные, и коренные, и бизнесмены, и население, и власть.
Проиграют потому, что разобщены. Проиграют потому, что никак не могут поделить между собой тот рыбный пирог, который испечен природой для всех, живущих в этом крае. Проиграют потому, что не верят в завтрашний день и живут только днем сегодняшним.
Все - и местные, и коренные, и бизнесмены, и население, и власть…
Сергей ВАХРИН, координатор общественной коалиции "Сохраним лосось ВМЕСТЕ!"
Рыба Камчатского края |