В ходе визита в Калиниградскую область Виктор Зубков вместе с губернатором Георгием Боосом и другими руководящими работниками побывал на ряде объектов рыбопромышленного комплекса.
Вице-премьер РФ Зубков не стал обещать, что государство решит все проблемы рыбаков.
Последний раз Виктор Зубков приезжал в Калининград несколько лет назад ещё в статусе главы Росфинмониторинга и тогда вёл речь о противодействии отмыванию нелегальных доходов. Вчера же первый вице-премьер правительства РФ вникал в проблемы рыбохозяйственного комплекса, сосредоточившись на проблемах подготовки кадров. Зубков приезжал не зря - побывал в БГА, где немного "порулил" виртуальным судном и узнал, почему молодёжь предпочитает работать под иностранным флагом, в порту пообщался с рыбаками, которые сообщили ему о своих проблемах, а также провёл совещание в региональном правительстве. Впечатления от его визита остались двоякие: с одной стороны, прозвучали обещания поддержки, но с другой – совершенно ясен был и другой "посыл": не ждите, рыбаки, что государство всё решит за вас.
Газманов и сломанная мачта
К десяти утра кортеж первого вице подъехал к Балтийской государственной академии. Там его встречали подтянутый ректор Владимир Волкогон и весьма загорелый (как будто недавно из рейса) глава Росрыболовства Андрей Крайний, который, ожидая начальства, рассказывал журналистам, как именно можно помочь рыбохозяйственной отрасли. Вся проблема, по его мнению, в кадрах – пока удаётся "выезжать" на старом запасе, но что будет дальше? "Можно построить корабли и порты. Но если не будет людей, то всё бессмысленно. А с людьми проблема – из матросов очередь есть, а вот специалистов не хватает. Те, что имеются, – стареют. Нужна молодёжь, а как её привлечь?" - рассуждал облачённый в элегантный костюм Крайний. Он предложил ряд рыбацких специальностей внести в перечень альтернативной гражданской службы, чтобы, по его словам, "молодые ребята могли не год в пехоте ходить, а два – на промысловых судах, и остаться потом работать". Появился, наконец, Зубков, и его повели по БГА по заранее составленному плану.
"Экскурсоводом" выступил ректор Волкогон. Первому вице-премьеру показали навигационный тренажёр NT Pro. "Сейчас уже всё на электронике", - сказал Волкогон, предлагая Зубкову попробовать свои силы в виртуальном управлении "промысловиком". Управление оказалось вполне реальным. "Надо же, качает!" - с удивлением заметил столичный визитёр. "Сейчас убавим!" - пообещали ему. Затем Зубкову показали компьютеры для прокладки курса, радары и прочее. "А вот машинное отделение. Это такой тренажёр, где для тренировки можно всё, что хочешь, создать – хоть аварийную ситуацию", - Волкогон продолжал демонстрировать свои владения. "А ребята-то где? Молодёжь?" - уточнил Зубков. Тут же как из-под земли выросли двое улыбающихся парней – Михаил Никишин и Денис Тимошков. "Ну, на каком вы курсе? Что тут у вас?" - поинтересовался вице-премьер. Никишин сообщил, что он вообще-то уже преподаватель и сейчас покажет высокому гостю, как работает система кондиционирования воздуха на судне. "Между прочим, именно здесь учился певец Олег Газманов!" - поделился с Зубковым ценной информацией Крайний. "Хорошо!" - одобрил Зубков и повернулся к Тимошкову, спрашивая его, бывал ли тот когда-нибудь на судне. Тот, оказалось, БГА окончил четыре года назад. "Я под иностранным флагом хожу. Но очень жду, когда наш флот поднимут! Пожалуйста, сделайте что-нибудь в этом направлении", - чётко отрапортовал парень ("Чистая импровизация!" - заверял он потом журналистов).
На выходе из академии Зубкову показали небольшую фотовыставку, посвящённую трансатлантической экспедиции "Крузенштерна". Вспомнили, конечно, о недавней истории, когда у парусника сломалась мачта. "Судно двенадцать часов как вышло из района Бермудских островов, шло с креном, был сильный ветер, шторм, молнии. Мачта и сломалась. Сейчас пяти парусов нет. Скоро туда поедут специалисты, решат, что делать", - рассказал Волкогон. "А когда парусник вернётся?" - спросил Зубков. "Четвёртого сентября. А в конце месяца опять в рейс! Знаете, ребята так меняются после похода, у них глаза горят!" - ректор, казалось, пытался сообщить первому вице-премьеру максимум информации. "Мда?" - уточнил Зубков. "Да! Когда они в Амстердаме станцевали "Яблочко", меня распирала такая гордость!" - поспешил заверить Волкогон. "А это что, батюшка тоже ходит в рейс?" - удивился зампред правительства, увидев фотографию со службы в православном храме на борту парусника. "Да, там отец Александр, он ходит в море. И посещаемость в храме, между прочим, приличная. А освящал его, кстати, владыка Кирилл – тогда ещё митрополит", - получил ответ. "Ну, хорошо", - сказал Зубков, и все поехали в рыбный порт.
На мажорной ноте
Там его встречали капитан МРТК-1118 Василий Мякущак и председатель рыбколхоза "За Родину" Сергей Лютаревич. У них спросили, как выполняется принятое в прошлом году правительственное постановление, согласно которому судно не должно тратить больше трёх часов на оформление. Как оказалось, выполняется не очень-то. "Мы ловим восемь часов в день, а потом столько же, по сути, и оформляемся", - пожаловался Лютаревич. Вместе с Мякущаком он предложил что-нибудь придумать для тех промысловиков, кто ходит за рыбой не в дальние походы, а ежедневно. По словам Лютаревича, каждый такой выход в море для рыбаков оборачивается таможенными и пограничными процедурами по полной программе, требуется заполнять уйму бумаг, тратить много времени. "Почему бы не сделать единой общий документ, заполнил – и готово! Для малого флота нужны послабления", - убеждал вице-премьера Лютаревич. "Так, между прочим, во всех зарубежных портах", - авторитетно заметил замполпреда президента РФ Александр Дацышин. "Подумаем", - пообещал Зубков и оставил рыбаков.
Впереди его ждало посещение научно-исследовательского судна "Атлантида", которому в скором времени предстоит отправиться к берегам Чили, чтобы поискать новые места вылова. Побывав в рубке (протиснуться туда смогли не все – места было мало), Зубков сообщил, что он рад – российский флот возвращается в Мировой океан! Доволен он и положением дел в Калининградской области – порт в порядке, перспективы хорошие, кадры есть. С таким мажорным настроением вице-премьер и все сопровождавшие отправились в облправительство на совещание.
"Свалил туда, где платят больше"
"Как говорил великий кормчий, отец всех народов – кадры решают всё. За последние несколько лет было сделано очень много, чтобы отрасль получила новое развитие, новые перспективы. Можно построить корабли, но что с ними будет без капитанов и опытных команд?" - заявил губернатор Георгий Боос. Все остальные выступали примерно в том же ключе. Крайний предложил руководителям "рыбацких" вузов не ждать помощи от государства, а самим строить жильё, чтобы привлекать специалистов. Ректор БГА Владимир Волкогон возразил – закон не разрешает так поступать. Немного поговорили о возможном слиянии имеющихся в регионе учебных заведений, чтобы на их базе создать крупнейший, как сказал Крайний, рыботехнический университет. "Если это движение снизу – то можно продумать. Но только тысячу раз всё взвесьте!" - посоветовал Зубков.
Предоставили слово курсанту-четверокурснику БГА Сергею Соловьёву, чтобы из первых уст услышать, почему же молодёжь не спешит работать на отечественных судах. И тот откровенно объяснил: "Знаменитого в советское время флота нет. Зарплаты маленькие, за рубежом больше. Обеспечения жильём нет. Мы надеемся, что все планы по возрождению отрасли не останутся на бумаге. Ведь хочется работать не на иностранные фирмы, а на родную страну". "Вдогонку" парень попросил Зубкова помочь построить для курсантов БГА бассейн, а то некоторые, оказывается, не умеют плавать. "Двоякое у меня чувство от выступления, - заметил в ответ вице-премьер. – С одной стороны, выходит, государство должно создать все условия и даже бассейн построить. А с другой – почему-то большинство выпускников уходят на иностранные суда. Налоги платятся там, а строить бассейны просят здесь. А ведь из воздуха ничего не возникает. Получил, значит, диплом и свалил туда, где платят больше? А может быть, перебиться несколько лет? Кризис кончится, бюджет будет расти".
Курсант Соловьёв ничего не возразил. А ведь ему совсем скоро заканчивать академию и принимать решение – ждать у моря погоды (вернее, помощи от государства, которое пока даже процесс оформления судов в цивилизованные рамки ввести не может) или, надеясь лишь на себя, уходить под иностранный флаг, чтобы кормить семью и зарабатывать на квартиру. Попробуйте догадаться, станет ли он "перебиваться"?
Вадим Смирнов, kaliningradka.ru. |