На рынка Владивостока и Приморья достаточно широко представлена импортная рыбопродукция, в то время как отечественная стоит дорого далеко не всегда свежая. Ситуацию, сложившуюся в отношении рыбной продукции на потребительском рынке края, объяснил в ходе интернет-конференции Георгий Мартынов, президент ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.
- Куда пропала отечественная рыба с продовольственных рынков? Почему вместо нее на прилавках - продукция от иностранных поставщиков?
- Это очень грустная ситуация для всех нас, потому что наши рыбаки вылавливают достаточное количество рыбы. Ежегодно только на дальневосточном бассейне добывается от 340 до 400 тыс. тон натуральной лососевой рыбы. Это и не с чем не сравнимая нерка, которая абсолютно конкурентоспособна на мировых рынках, и дальневосточная кета, горбуша, голец.
К сожалению, хорошей и недорогой рыбы на отечественных прилавках все так же мало. Зато в изобилии импортная продукция, качество которой вызывает большие сомнения. Часто эта рыба искусственно выращена, и в некоторых случаях ее просто вредно есть.
Дальневосточные рыбаки много раз обращались в правительство с предложением ввести заградительные импортные пошлины, чтобы дать дорогу отечественному производителю, но пока безрезультатно. А в это время семга и искусственно выращенная форель ввозится в Россию абсолютно беспошлинно! Поэтому в центральной части России, в Москве, Санкт-Петербурге она гораздо дешевле нашей лососевой рыбопродукции, потому что у нас на каждый килограмм стоимости, как минимум, добавляется 10 рублей транспортных расходов.
- Совсем недавно премьер Владимир Путин прилюдно раскритиковал директора крупной торговой сети за наценки на мясо. Накрутки – 50% и выше! С рыбой – такая же ситуация?
- Конкурентоспособность нашей рыбопродукции в большинстве случаев зависит не от рыбаков, а от торговых сетей. Рыбаки ловят рыбу, доставляют ее в порт и тут же продают. Цена, по которой мы продаем рыбу, примерно вдвое ниже той, что выставляется на ценниках в магазинах Владивостока и Приморья.
Приведу простой пример: в прошлом году рыбаки продавали горбушу по цене около 40 рублей, но на прилавках владивостокских магазинов рыба появлялась уже по 80!
Жители Владивостока знают, что в конце мая - начале июня ловится самая вкусная камбала. Так вот, прибрежные рыбаки сдают ее, самую отборную, в торговые сети по 40 рублей, а на прилавках она лежит по 80-85 рублей. Сумасшедшие накрутки, а сравните затраты тяжелого рыбацкого труда и затраты торговли.
- И какой же выход из этой проблемы видят рыболовы?
- Рыбаки давно предлагали государству ввести определенные торговые наценки на рыбопродукцию, что позволило бы жителям нашего города, Дальнего Востока и всей России приобретать качественную и недорогую рыбу.
Может быть, это будет прописано в новом Законе о торговле? Будем надеяться.
- Перейдём от рыбы к морепродуктам. Там ситуация тоже безрадостная. Почему приморцы едят чилийского кальмара вместо своего, дальневосточного?
- Что касается кальмара, то, действительно, сушеный кальмар, который попадает на наш рынок, в основном добывается в районе Чили, Перу, перерабатывается в Китае. Тот кальмар, который мы добываем в районе Северных Курил, в основном продается замороженной тушкой. И то достаточно дорого. Если его пустить в переработку, он станет еще дороже. Поэтому рыбаки не только обращались с предложением ограничить торговые наценки, но и осуществлять дотации государства на приобретение топлива.
Что касается приморского кальмара, который мог бы быть самым дешевым на приморском берегу, то он ежегодно недоосваивается – где-то порядка 100 000 тонн. Причина одна – нет соответствующего маломерного флота для его освоения.
PrimaMedia |