"Зубры" рыбной отрасли о действительном и мнимом
(по материалам отраслевых СМИ)
"Зубры":
Юрий Иванович Москальцов - президент ОАО "Дальрыба", вице-президент ВАРПЭ
Родился 17 ноября 1941 года в Астраханской области. Образование: высшее, Дальрыбвтуз, специальность по диплому: промышленное рыболовство Государственные награды: медали "За доблестный труд", "300 лет Российскому флоту", ордена "Трудового Красного Знамени", "Дружбы народов", Почетный работник рыбного хозяйства России, Заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации. С 1999 г. является Почетным гражданином города Владивостока. 1956-1960 Студент рыбопромышленного техникума, г. Астрахань 1960-61 Мастер добычи рыбы, УТФ "Сахалинрыбпром", г. Невельск, Сахалинская область 1961-1964 Младший научный сотрудник, Сахалинское отделение Тихоокеанского научно-исследовательского института, Холмский район, Сахалинская область 1964-1971 Флагманский инженер добычи, начальник экспедиции, заместитель начальника отдела добычи, Сахалинский облрыбакколхозсоюз, Главдальвостокрыбпром, Минрыбхоз СССР г. Южно-Сахалинск 1971-1975 Заместитель начальника Управления морского рыболовного и зверобойного флота "Сахалинрыбпром" Главное управление "Дальрыба", Минрыбхоз СССР, г. Холмс, Сахалинская область 1975-1977 Заместитель начальника Управления "Сахалинрыбпром", Всесоюзное рыбопромышленное объединение "Дальрыба", Минрыбхоз СССР, г. Южно-Сахалинск 1977-1980 Заместитель, первый заместитель генерального директора ПО "Сахалинрыбпром", Всесоюзное рыбопромышленное объединение "Дальрыба", Минрыбхоз СССР, г. Южно-Сахалинск 1980-1982 Генеральный директор ПО "Сахалинрыбпром", Всесоюзное рыбопромышленное объединение "Дальрыба", Минрыбхоз СССР, г. Южно-Сахалинск 1982-1989 Первый заместитель начальника, начальник Всесоюзного рыбопромышленного объединения "Дальрыба", генеральный директор Дальневосточного бассейнового производственного рыбохозяйственного объединения "Дальрыба", Минрыбхоза СССР, г. Владивосток 1989-1992 Генеральный директор Государственного производственного объединения "Дальрыба", Минрыбхоз СССР, г. Владивосток 1992-2001 Генеральный директор ОАО "Дальрыба", Государственный комитет РФ по рыболовству, г. Владивосток 2001-2004 Заместитель председателя Государственного комитета РФ по рыболовству, г. Москва С 2004 - Президент ОАО "Дальрыба", г. Владивосток. С 2006 - вице президент ВАРПЭ
Вячеслав Константинович Зиланов - Председатель Координационного совета рыбной промышленности Северного бассейна, вице-президент ВАРПЭ
Родился 7 ноября 1938 года в городе Казань. Окончил рыбопромышленный техникум, Московский заочный институт пищевой промышленности по специальности "Ихтиология и рыбоводство", институт Управления народным хозяйством АНХ СССР по специальности "Управление народным хозяйством". Трудовую деятельность начал в 1957 году лаборантом, техником-ихтиологом, помощником капитана по научной работе на поисковых и научно-исследовательских судах промысловой разведки Главка "Севрыба" и Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича (г. Мурманск). В последующем прошел путь от инженера до начальника Северной рыбопромысловой разведки Главка "Севрыба". Неоднократно руководил поисковыми, рыбопромысловыми морскими экспедициями, участвовал в открытии новых объектов и районов промысла в Мировом океане. С 1977 по 1992 год по переводу работал в аппарате Министерства рыбного хозяйства СССР в должностях заместителя, затем начальника Управления внешних связей и генеральных поставок, и с 1988 по 1992 год заместителя министра рыбного хозяйства СССР, с 1992 по 1997 год - заместителя Председателя Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству. Без отрыва от основной работы защитил в 1977 году кандидатскую диссертацию, ведёт научную и преподавательскую работу. Является профессором по кафедре "Мировое рыболовство и международные экономические отношения", автор около 350 научных, публицистических статей, 6 монографий по различным проблемам морского рыболовства, международным отношениям, сырьевым ресурсам Мирового океана, экономике и политике в этой области. Неоднократно возглавлял правительственные делегации Советского Союза и России по вопросам рыболовства на различных переговорах, конференциях, включая по линии ООН. По поручению Правительства России являлся председателем российской части в смешанных российско-иностранных комиссиях (норвежской, фарерской, исландской, китайской, американской, японской, канадской и других) по рыболовству. Избирался президентом ряда международных рыбохозяйственных организаций. С 1997 по 2002 год являлся советником, помощником членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Евдокимова Ю.А., Гурьева А.Г., а с 2003 года назначен заместителем Губернатора Мурманской области, с 2004 года - руководителем департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства, с 2006 года - руководителем департамента рыбной промышленности - членом Правительства Мурманской области. На общественных началах возглавлял Комитет по рыбохозяйственному комплексу Ассоциации "Северо-Запад"; в настоящее время является председателем Координационного совета работников рыбного хозяйства Российской Федерации, вице-президентом ВАРПЭ, членом редколлегии журнала "Рыбное хозяйство", председателем общественной редколлегии журнала "Рыбные ресурсы". Член комиссии Совета Федерации по морской политике, член Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса. Действительный член Международной Академии Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ г. Санкт - Петербург), "Заслуженный работник рыбного хозяйства России", "Почётный работник речного флота России", "Почётный работник морского флота России", Почётный капитан дальнего плавания флота рыбной промышленности, "Заслуженный работник моря Польши", Почётный доктор МГТУ. Имеет государственные и правительственные награды СССР, России и ряда зарубежных стран.
Сегодня положение в рыбной отрасли страны оценивается, как позитивное. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин во вступительном слове на совещании по вопросу развития береговой инфраструктуры для приёмки, хранения и переработки рыбной продукции сказал буквально следующее: "Наше совещание посвящено проблемам развития отечественной рыбной отрасли. Россия - крупная морская держава, и это одно из её конкурентных преимуществ.
Нельзя забывать и о том, что от устойчивой работы этой отрасли во многом зависит жизнь сотен тысяч людей, особенно на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера, где других доходов, кроме как доходов от рыбного промысла, у людей просто нет.
В то же время в этой сфере накопилось и немало проблем. Конечно, мы должны заниматься их систематической "расшивкой".
Напомню, что в 2007-2008 годах наши основные усилия были направлены на формирование понятных и прозрачных правил игры на рыболовецких предприятиях, на повышение их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, стимулирование рационального использования водных биоресурсов".
Но так ли это на самом деле? Не ввели ли Председателя Правительства России в заблуждение "рыбные" чиновники, готовившие это совещание в Правительстве? И насколько повышена в результате деятельности Росрыболовства в 2007-2008 годах инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность того же российского берега, о развитии которого шла речь на совещании, если этот берег (например, камчатский) с его береговыми рыбоперерабатывающими предприятиями простаивает из-за отсутствия сырца - уловов прибрежного рыболовства. И насколько возросли стимулы по рациональному использованию водных биоресурсов, если Росрыболовство и лично сам Андрей Анатольевич Крайний лоббирует развитие дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации не только для российских рыбопромышленников, но и для рыбопромышленников Японии, противопоставляя его традиционному береговому промыслу и стравливая между собой дальневосточные рыбацкие регионы, претендующие на этот - никогда не существовавший, а теперь вводимый в России - вид промысла?
Может быть, мы ошибаемся? Или преувеличиваем? Или, может быть, наоборот, преуменьшаем заслуги чиновников от Росрыболовства, которые ночи не спят в заботах и думах о процветании рыбной отрасли страны.
Но давайте спросим старших, более мудрых, кто прошел прекрасную профессиональную выучку и получил настоящую профессиональную закалку, кто побывал в высших эшелонах власти, поработал на местах, знает проблемы рыбной отрасли и нашей страны, и всего мира, кому есть, что и с чем сравнивать, и кто имеет право судить…
В конце августа 2007 года в Астрахани на заседании Президиума Государственного Совета Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал Росрыболовству (совместно с другими министерствами и ведомствами страны) целый ряд поручений, выполнение которых могло решить целый ряд самых принципиальных вопросов развития рыбной отрасли страны.
ЗИЛАНОВ В.К. : " Посмотрим, что получилось: Президент дает 25 четких поручений в астраханском итоговом документе. Что мы имеем на практике? Ряд положений вообще не выполняются!
Например, указание о передаче полномочий субъектам приморских регионов всей прибрежки, включая наделение пользователей квотами. Законодатели принимают совершенно другую формулировку, в результате все эти функции переданы в федеральный орган.
Или возьмем положение о том, чтобы рассмотреть возможность проведения аукционов в приморских регионах (отметим ключевые понятия - "возможность", "аукционов" и "в приморских регионах"). Какие документы готовятся сейчас? Всю рыбу, выловленную российскими рыбаками, нужно выставлять на биржи, не привлекая к этому регионы и не рассматривая среди рыболовного сообщества - реально ли это все? Да и каковы экономические последствия для рыбаков, для регионов, для государства? Они не просчитаны.
Приведу еще один пример: в поправках к закону о рыболовстве принято положение, в соответствии с которым контрольный улов научно-исследовательских судов должен уничтожаться. Но где здесь здравый смысл? Во всем мире не найдется аналогичного примера, по всем международным нормам вылов научных судов должен полностью использоваться в пищевых или иных целях. Неужели никто не мог объяснить этого законодателям или, если законодатели такую норму приняли, - Президенту, когда он подписывал документ, что мы принимаем абсурд, что мы не идем в ногу даже с мировым сообществом!"
То есть прибрежному рыболовству нанесен сознательный удар "в поддых": исключена система управления прибрежным рыбопромышленным комплексом (в том числе и ВБР) субъектом Федерации, а идея региональных оптовых рыбных рынков (аукционов), о которых говорил Президент, преобразована в идею монополизированных федеральным центром рыбных бирж, через которые должна пройти вся российская рыба и на экспорт и на внутренний рынок.
МОСКАЛЬЦОВ Ю.И.: " Относительно организации биржевой торговли наша позиция была и остается неизменной. Обязательная продажа рыбопродукции через биржи недопустима, поскольку такой порядок лишает рыбака права выбора, и более того, не соответствует положению самого закона "О рыболовстве". Вместо бирж целесообразнее было бы создание специализированных рынков по продаже рыбопродукции непосредственно в регионах".
И возникает закономерный вопрос:
ЗИЛАНОВ В.К.: "Но, если не выполняются указания Президента, то чьи же тогда?".
Но продолжим разговор о конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
ЗИЛАНОВ В.К.: " Как обстоят дела у бизнеса? Однозначно, он почувствовал прилив энергии в связи с тем, что на 10 лет закреплены ресурсы. Но одновременно он столкнулся с путами, которые накладывает законодательство и особенно подзаконные акты.
В качестве примера приведу 486 постановление, принятое в развитие законодательства о поставке всей рыбы на берег. Если бы это относилось лишь к 200-мильной зоне России - все понятно. Но для основных рыбных регионов, в частности для Северного бассейна, очень обременительно возить уловы из-за пределов экономзоны России, из района Шпицбергена. Переход только оттуда до порта Мурманск - 3 суток, прибавьте к этому обратную дорогу. А на Дальнем Востоке переходы из того же Берингова моря составляют по 5-6 суток. Мы подсчитали, что если эта норма будет применена на практике в нынешнем году, потери только мурманских рыбаков составят, ни много ни мало, - 1 млрд. рублей в год.
Так какова же отдача от принимаемых законов? Проанализировав имеющуюся базу, мы пришли к выводу - если бы у нас законодательное нормотворчество уменьшилось раза в 4, если бы у нас подзаконных актов было меньше раз в 10, мы бы ловили значительно больше. И об этом свидетельствует статистика. Для примера возьмем хотя бы общий вылов по России: падение этого показателя с 2000 по 2009 гг. вполне можно охарактеризовать чрезмерной, непродуманной законотворческой деятельностью и административными путами на всех уровнях".
Ни больше, ни меньше. Но готовятся новые поправки в Закон о рыболовстве, в том числе и по многострадальному прибрежному рыболовству: " В частности … предлагаемые изменения восстанавливают понятие прибрежного рыболовства, конкретизируют его цели, а также вводят такие понятия, как "прилов", "случайный улов", "судосутки промысла" и "промысловое судно".
То есть с "прибрежкой" идет элементарная игра - ей не дают развиваться, чтобы, в конечном итоге, создать единое промысловое пространство во имя чьих-то конкретных целей и интересов, не имеющих ничего общего с целями и интересами развития рыбацких регионов. Развитие дрифтерного промысла - самый чуткий индикатор этого антитерриториального (не скажем антигосударственного) заговора. Но без развития прибрежного рыболовства у рыбной отрасли России нет никакого будущего.
ЗИЛАНОВ В.К.: " …для любого предприятия первоочередными задачами является обеспечить рабочие места, условия и достойную зарплату для своего персонала и, наконец, выплатить все налоги. А что касается наполнения рыбой внутреннего рынка - пожалуйста, берите у нас нашу продукцию. Но это не должно идти в минус нашей производственной деятельности. И гармонизация этих целей - предполагает, прежде всего, что государство создаст такие условия, при которых промышленнику выгоднее продавать на внутреннем рынке, а не стремиться на внешний.
А что получается у нас: введена плата за ресурсы, не применяемая ни в одной стране мира с рыночной экономикой, наконец, требование доставки всей продукции на берег со всеми вытекающими затратами. Но ведь все эти расходы войдут в себестоимость продукции.
Верными действиями для государства в этой ситуации было бы применение стимулирующих экономических механизмов для производителей, чтобы им было выгоднее продавать свою продукцию на внутренние рынки. Например, снижение земельных налогов для береговых предприятий, налогов на недвижимость, на добавленную стоимость и т.д. В конце концов, необходимо способствовать росту потребления рыбы населением России, увеличивать потребительский спрос. Для этого есть множество различных механизмов. Но задействоваться они должны не рыбопромышленниками, а государством, местными властями, федеральными органами.
Росрыболовство замахивается на Мировой океан. Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо, но прежде нужно в собственной стране порядок навести, а то получится, как говорил Черномырдин (а он-то толк в этом знал!): "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда".
Путь в Мировой океан для России лежит через "Росрыбфлот". По крайней мере, так утверждает Андрей Анатольевич Крайний.
А зачем нам нужен Мировой океан?
Для того, чтобы накормить рыбой российский народ.
Но ведь российский народ можно накормить и российской рыбой! Кормили же советской рыбой советский народ…
МОСКАЛЬЦОВ Ю.И.: "В советские времена это была система Союзрыбпромсбыта со своими подразделениями на всех бассейнах страны. Сегодня ничего подобного нет. Более того, в стране нет рынка сбыта такого количества рыбопродукции, регулируемого госструктурами. Достаточно показательным является пример поставки минтая за прошедшую путину. Вылов в ОМЭ составил 630 тыс. тонн, в пересчете на "безголовку" выпуск продукции составил 380 тыс. тонн. В Россию отправлено всего 60 тыс. тонн. При поставках на экспорт рыбаки заплатили только за "безголовку" пошлину в размере более 300 млн. долларов, плюс за икру около 170 млн. долларов. Какой же руководитель был бы против того, чтобы оставить эти средства в своем бюджете, если бы была возможность продать всю продукцию в России!
Возникает вопрос: что изменится … при создании "Росрыбфлота"? Отвечаю: ничего не изменится, пока не будут созданы соответствующие условия для привлечения поставок на внутренний рынок. Они, безусловно, будут созданы. Но для этого понадобится время и, конечно, не один и не три года. Рыбаки тем временем будут платить баснословные экспортные пошлины, и нет никакой гарантии, что они еще не вырастут. Ведь как обещает Андрей Крайний, в течение трех лет пошлины будут плавно увеличиваться. О каком развитии в этих условиях можно вести речь?".
А вторая задача "Росрыбфлота" - расчет за рыбопромысловый флот, построенный под гарантии Правительства России. За тот рыбопромысловый флот, что был сохранен, а не украден и не распродан. За тот флот, на котором работают российские же рыбаки, которые останутся теперь без работы. За тот флот, который не может работать в Мировом океане, - ярусоловы ЗАО "Акрос" и филейные траулеры (стеркодеры) Сахалинрыбакколхозсоюза.
МОСКАЛЬЦОВ Ю.И.: " Теперь о вопросе расчета по долгам государства. Проблема решается за счет наделения до сих пор в этом году находящихся в простое 20 с лишним судов соответствующими расчетными объемами квот и путем установления жесткого контроля за выпуском продукции и финансовыми потоками. Контроль можно осуществить путем присутствия на предприятиях представителя Внешэкономбанка или каким-либо другим эффективным способом. Проблема возврата долга государству в этом случае решается в течение 4-5 лет. В 2002 году руководство Госкомрыболовства предлагало Правительству Михаила Касьянова изъять из аукционов 250 тыс. тонн минтая и в течение 3-4 лет наделять квотами эти построенные под гарантию Правительства суда и таким образом решать проблему задолженности государству (400 млн. долларов). Однако Герману Грефу уж очень не хотелось сворачивать аукционную продажу минтая. Проблема через 7 лет возникла снова.
Таким образом, создание "Росрыбфлота" нецелесообразно и даже вредно, поскольку у действующих рыбаков будут изъяты квоты в объеме 250 тыс. тонн и, надо полагать, что эти объемы будут сняты с дальневосточных рыбаков. Однако проблема, как уже было сказано выше, решается без излишних затрат по созданию такого немалого предприятия как "Росрыбфлот". В связи с этим Федеральному агентству стоит еще раз внимательно изучить вопрос о целесообразности создания "Росрыбфлота" и сделать соответствующие выводы."
И снова к разговору о конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. О том, почему в нашей стране сегодня происходит ровным счетом наоборот - себестоимость продукции растет, а отрасль задыхается в сетях "малопривлекательной" коррупции.
ЗИЛАНОВ В.К.: " Я уже неоднократно высказывал свою точку зрения по поводу доставки рыбы на берег и созданию бирж, обращая внимание на то, что все нужно делать в разумных пределах и исходя из того, какая ставится цель. Ведь изначально поворот рыбы на берег преследовал две цели: главная - провести контроль соответствия уловов выделенным квотам. Хотя это можно делать и непосредственно на промысле. И вторая цель - дескать, пусть судно зайдет в порт, глядишь, часть улова все-таки останется на берегу.
Но у нас, похоже, забывают о том, что в рыночной экономике рыба действительно является федеральным ресурсом, пока она находится в воде. Как только она попадает на палубу, собственником этой рыбы и рыбопродукции является тот, кто ее вылавливает и обрабатывает (конечно, законными методами). Тогда как можно обязать его продавать свою собственность в каком-то указанном месте, как сейчас предлагается на бирже или, допустим, на аукционе. Это противоречит всем внутренним отраслевым законам, закону о свободе конкуренции и, в конце концов, международным нормам. Рулить хотят по-социалистически, а прибыль собирать - по капиталистическим меркам. Так не бывает. Рынок есть рынок.
Вернусь к вопросу об исполнении президентских поручений - там оно носило рекомендательный характер: "рассмотреть возможность проведения рыбных аукционов на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации". Но на эти аукционы рыбопромышленник идет только по собственному желанию, его никто не вправе обязать.
Поэтому я считаю, что все подобные заявления руководства отрасли о необходимости загнать всех рыбаков на биржи, "и тогда у нас все будет хорошо" - это просто непродуманные шаги, PR с отрицательным знаком, который только возбуждает рыбопромышленников и не вносит ничего конструктивного".
Но, может быть, Концепция развития розничной торговой сети "Океан", подготовленной Росрыболовством совместно с ФГУП "Нацрыбресурсами", или идея создания Андреем Крайним, конечно, совместно все с тем же ФГУП "Нацрыбресурсы" ОАО "Русский холод", которое объединит сеть холодильных установок на пути следования рыбопродукции из прибрежных регионов в центральные районы России, встречает восторженные отклики профессионалов.
Увы, никакого восторга.
ЗИЛАНОВ В.К.: " Что же касается организации, постройки новых холодильников или каких-то магазинов и т.д., то я хочу сказать, что холодильных мощностей в целом по стране хватает и для рыбной, и для мясной продукции. Не хватает их на Камчатке, вдоль западного или восточного побережья, когда идет ход лососей. Но это уже задача не столько Росрыболовства и тем более не Нацрыбресурсов, сколько местных властей приморских регионов и бизнес-сообщества. И здесь бы, конечно, Федеральное агентство могло бы оказать определенную помощь и поддержку.
… А задача Федерального агентства - не строить иллюзии в отношении холодильников и дешевой рыбы, а оказывать содействие для роста производства непосредственно тех фирм и предприятий, которые уже работают и работают эффективно".
И что же у нас в "сухом остатке"?
Или, может быть, не правы наши корифеи?
Давайте обсудим.
Рыба камчатского края
|