Росрыболовство создаст торговую сеть "Океан" без помощи федеральных ритейлеров. К концу 2012 г. должно открыться 250 магазинов в 47 регионах
Первые магазины "Океан" должны открыться уже в сентябре, следует из подготовленной Росрыболовством концепции создания розничной торговой сети (есть в распоряжении редакции). До конца года предполагается открыть 15 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и Нижнем Новгороде, а к концу 2012 г. в 47 регионах планируется открытие 250 "Океанов", в том числе и по франчайзингу.
Росрыболовство разработало три формата магазинов: "мини" площадью 90 кв. м (инвестиции в открытие одного магазина - 4 млн руб.), "стандарт" - 180 кв. м (6,3 млн руб.) и "премиум" - от 300 кв. м (10,2 млн руб.). По расчетам авторов концепции, оборот пяти стандартных магазинов составит 243 млн руб. в год, рентабельность EBIT - 8,7%.
Управляющую компанию (УК), которая займется развитием сети, привлечением финансирования и контролем за коммерческой деятельностью, планируется создать в июле. По словам Олега Миронова, гендиректора ФГУП "Нацрыбресурсы" и одного из разработчиков концепции сети "Океан", еще не решено, станет ли УК частью ФГУПа или будет создана государственно-частная компания. На июнь - июль также запланированы тендеры среди логистических компаний, которые займутся доставкой рыбы от производителей до магазинов.
Логистика для "Океанов"
Одновременно с "Океанами" ФГУП и Росрыболовство сейчас разрабатывают собственный проект государственно-частной логистической компании "Русский холод". По словам Миронова, к 2012 г. компания должна построить 19 холодильников общей мощностью хранения до 160 000 т продукции.
По словам Миронова, проект не будет связан с федеральными сетями, чтобы не допускать взимания с поставщиков входных билетов, ретро-бонусов и платы за полку. Планируется, говорит он, строительство собственных небольших магазинов площадью до 300 кв. м, выкуп их у муниципальных властей и сотрудничество с владельцами сетей маленьких магазинов, специализирующихся на монопродуктах - мясе, молоке или рыбе. Таким ритейлерам будет предложена франчайзинговая схема.
По оценке совладельца компании "Экспресс-ритейл" Валерия Тараканова, в Москве затраты на ремонт и оборудование магазина площадью 200 кв. м сейчас составляют 7 млн руб. Еще в 2-3 млн руб. в год обойдется аренда такого магазина, $1,8-3,6 млн будет стоить его покупка. Схожий с "Океаном" проект рыбных магазинов в 2006 г. в Санкт-Петербурге запустил крупный оптовый поставщик рыбы группа Talex. Компания планировала открыть в Санкт-Петербурге 40 рыбных магазинов "Талекс" площадью 200-250 кв. м, а в Москве и области - до 100 магазинов. Но открыла всего пять в Санкт-Петербурге, после чего проект был остановлен, рассказывает президент Talex Алексей Тотунов. "Изучение рынка показало, что рыбоедов оказалось всего 4-6%, и переманивать потребителей из сетевых супермаркетов оказалось непросто", - говорит он. Низкая цена в специализированных магазинах при этом не имела значения. Средний чек "Талекса" составлял 300-350 руб., и это не позволило проекту выйти на самоокупаемость. Поэтому Тотунов намерен изменить формат своих магазинов и скептически относится к идее Росрыболовства. "Частные рыбные компании финансировать “Океаны” не будут", - уверен он.
Ринат Сагдиев
Ведомости
|