31 марта, около восьми утра, в центре Петропавловска, прямо у причальной стенки судоремонтного завода на Озерновской косе, затонул рыболовный траулер РС-300 "Базальт". Судно, принадлежащее Управлению научно-исследовательского флота (УНИФ) Дальневосточного отделения Российской академии наук полностью ушло под воду. Оно легло на правый борт, и над водой торчат только верхушки мачт. Во время этого кораблекрушения никто не погиб. В бухту с затонувшего судна вылилось не меньше тонны дизельного топлива и моторного масла. Спасатели Камчатского МЧС оперативно обработали разлившееся маслянистое пятно сорбентом, который полностью разлагает нефтепродукты.
Впрочем, это чрезвычайное происшествие, случившееся с "Базальтом", особенно и не удивило пришедших утром на работу моряков с рядом стоящих в ремонте судов. По их словам, судно в течение нескольких месяцев стояло у причала совершенно без присмотра и подвергалось разграблению. Поэтому такой итог для него вполне закономерен. Вполне возможно, что какой-нибудь очередной умелец открутил ночью в машинном отделении "Базальта" несколько медных агрегатов, и внутрь сейнера начала поступать вода.
Нельзя сказать, что до брошенного судна никому не было дела. Приморская транспортная прокуратура с подачи своих коллег из Камчатской транспортной прокуратуры несколько раз выписывала предписание владельцу судна обеспечить его безопасную стоянку в камчатском порту. Причем дело, в конечном итоге, дошло до суда, который обязал владельца обеспечить безопасность судна.
Пока УНИФ решал вопрос, как быть со своим судном, оно пошло ко дну.
Вызывает изумление, мягко говоря, позиция Камчатского регионального управления МЧС. Еще со школьной скамьи учат, что легче и дешевле предотвратить беду, чем бороться с ее последствиями. Что мешало предотвратить затопление траулера? Если рассматривать проблему шире, возникает вопрос: а вообще управление МЧС знает, сколько всего брошенных судов находится в Авачинской губе и сколько из них представляет угрозу для мореплавания?
Наша газета неоднократно на своих страницах поднимала эту проблему, а только воз и ныне там. Чего ждут уважаемые эмчээсники? Новых чрезвычайных ситуаций?
Нам недостаточно выброса аммиака в прошлом году с брошенного в центре города, у стенки Рыбного порта, судна? Хочется, наверное, новых масштабных событий, когда оторвет от причальной стенки ветром какой-нибудь "летучий голландец" да навалит его на танкер. Вот тогда МЧС и пригодится. А сейчас зачем беспокоится, ничего ведь не происходит. Просто бросают суда, просто они тонут. Иногда травимся аммиаком, а в остальном… все хорошо.
А на вопрос, кто же и когда поднимет затонувший в центре города РС- 300 "Базальт", в МЧС и Камчатской транспортной прокуратуре говорят, что это должен сделать владелец судна. Администрация Петропавловского порта уже направила в адрес владельца "Базальта" предписание поднять затонувшее судно до 20 мая сего года.
Возникает закономерный вопрос: если УНИФ не смогло выделить деньги даже на содержание нескольких моряков, которые бы несли на судне вахту, обеспечивая его безопасность, откуда там возьмут необходимую сумму для его подъема? Да нигде. Но тут уже МЧС ни при чем. Они всегда ни при чем?
Сергей ЗАГОРСКИЙ. Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.
Справка "В"
На сегодняшний день в Авачинской губе находится как минимум 12 брошенных судов. Их количество неуклонно растет. По неофициальным прогнозам, через два года их количество удвоится.
Справка "В"
Рыболовный сейнер РС-300.
Тип судна – рыболовный сейнер пр. 388М.
Длина наибольшая - 30,13 м.
Ширина – 7 м.
Высота борта – 3,66 м.
Скорость паспортная – 9 узлов.
Район плавания – неограниченный.
Осадка по летнюю гр. марку – 3,12 м.
Водоизмещение полное – 321 т.
Экипаж – 12 человек.
"Вести" |