Подходит к концу мойвенная путина. Из 152 тыс. тонн квоты на мойву на 31 марта 2009 г. освоено общей бассейновой квоты 80 тыс. тонн, в том числе мурманской – около 50 тыс. тонн. То есть квота освоена чуть больше, чем наполовину.
В то время, как некоторые добытчики уже выбрали полностью свою квоту, есть и такие, кто даже не приступал к ее добыче, тогда как норвежцы наверняка освоят весь объем этого биоресурса и при следующем распределении квот на мойву это обязательно отразится на нашей российской квоте.
Как же так получилось, что после моратория на вылов мойвы, после долгих пяти лет ожидания путина для многих оказалась неожиданной и получилась практически провальной? Чтобы выяснить этот вопрос, наш корреспондент побывал на среднетоннажном траулере М-0064 «Николай Репников», принадлежащем ОАО «Мурманский губернский флот», который 30 марта пришел в Мурманский морской рыбный порт из последнего, четвертого похода за мойвой. После разгрузки «Николай Репников» выйдет на промысел уже донных видов рыб – трески и пикши.
Капитан М-0064 Сергей Соколов сообщил, что в этот раз доставил с промысла 364 т мороженой мойвы и 4,8 т – охлажденной, а также 11 т рыбной муки. В целом охлажденной мойвы было доставлено Мурманским губернским флотом более 12 тонн. «Охлажденка», пользующаяся повышенным спросом, сразу же направляется в торговую сеть. Она должна быть реализована в течение 48 часов.
Встречать судно «Николай Репников из последнего мойвенного рейса вместе с генеральным директором ОАО «Мурманский губернский флот», депутатом Областной думы от Единой России Станиславом Никаноровым пришли депутаты-однопартийцы Надежда Максимова, Людмила Зажигина и Андрей Иванов, который является председателем комитета по природопользованию и агропромышленному комплексу Областной думы, а также генеральный директор Мурманского морского рыбного порта Владимир Соколов и главный редактор Информационного центра «Рыбные ресурсы» Людмила Данилова. После осмотра судна капитан Соколов пригласил гостей к себе в каюту и угостил удивительно вкусным рыбным обедом, за которым состоялся разговор об итогах прошедшей путины.
Директор Мурманского губернского флота Станислав Никаноров путиной, в общем-то, доволен. Квота освоена, рыбаки получат хорошую зарплату, жители города смогли попробовать свежую мойву, не только мороженную, но и охлажденную.
«Для нашего предприятия мойвенная путина была достаточно удачной, - говорит Станислав Васильевич. - Мы освоили полностью довольно большую квоту - 4910 тонн. Последним рейсом «Николая Репникова» поставили точку. Естественно, нам пришлось привлекать силы со стороны, учитывая то обстоятельство, что в одно и то же время благоприятная обстановка также и на пикше, которой тоже много в этом году. Квота добавилась значительная, по сравнению с прошлым годом, а судов стало на одну единицу меньше (корабль продали из-за отсутствия в свое время ресурса). Благоприятным считаю тот фактор, что рынок сложился достаточно хороший, мойву покупают, никаких проблем с реализацией нет, она идет по хорошей цене, 23-25 рублей. А охлажденная мойва - это эксперимент. Судно не предназначено для этих целей, но, идя навстречу администрации города и области, в целях обеспечения города и региона охлажденной рыбопродукцией, мы решились на такие нестандартные действия, как привозить с последнего улова охлажденную рыбу в контейнерах».
Но «охлажденкой» смогли полакомиться, в основном, жители областного центра. А вот городам и поселкам Мурманской области повезло меньше. Попробовать охлажденную мойву Мурманского губернского флота смогли только жители Оленегорска. «Мы установили прямой контакт с мэром Оленегорска, он оказал содействие по реализации охлажденной мойвы небольшими объемами через свои муниципальные магазины, – сообщил Станислав Никаноров. - Попробовали, спрос есть, вроде получилось. После этого пошли заявки. Что касается других муниципальных образований, то многие просто не могут взять в той таре, которая есть – контейнеры по 400 кг. Их проблематично и грузить, и расфасовывать, и продавать. Программа тормозится из-за этого. А в Мурманске мы платим по 3 рубля за перетарку в более мелкую тару, рыбу пересыпают льдом и после развозят по магазинам».
Цена на охлажденную мойву в супермаркете «О’Кей» составляла 19 рублей за килограмм. А в Оленегорске в муниципальных магазинах даже 15 рублей. Согласитесь, такую цену на рыбу вряд ли можно представить. Неужели флоту выгодно поставлять рыбу в магазины по столь низким ценам? «Дело это хлопотное и нам абсолютно невыгодное и ненужное, - говорит Станислав Никаноров, - но, учитывая свое назначение, что флот губернский, и пожелания населения города, мы постарались, чтобы народ получил возможность попробовать свежую качественную продукцию по низким ценам».
Руководитель Мурманского губернского флота остался доволен и результатами взаимодействия с Мурманским морским рыбным портом. Мойва разгружалась достаточно быстро, холодильники были всегда готовы принять мороженую мойву. Но, на самом деле, как сообщил Станислав Никаноров, спрос на рыбу был настолько велик, что чаще всего она уходила прямо с колес, поэтому холодильники оставались полупустыми. Это с одной стороны и хорошо, т.к. были определенные волнения по поводу того, что может не хватить емкостей для хранения рыбопродукции. К примеру, в июле прошлого года холодильных емкостей не было совсем, и руководство порта сделало тогда определенные выводы.
Как заявил Владимир Соколов, генеральный директор ММРП, за март месяц 2009 года порт перегрузил около 40 тыс. т. Это очень большой объем. Для сравнения: в течение предыдущих пяти лет порт перегружал в среднем около 160 тыс. тонн в год, прошлом году в марте было выгружено 15 тысяч тонн рыбопродукции.
Кардинальному улучшению ситуации с холодильными емкостями в числе других причин способствовало и изменение тарифов на хранение рыбы в холодильниках порта. Раньше эта плата была фиксированной, и, например, москвичам было очень выгодно оплачивать хранение рыбы на мурманских холодильниках, потому что в Москве это хранение обходится гораздо дороже. Вот они и заваливали наши холодильники, делая из мурманского рыбного порта камеру хранения. Сейчас же Владимир Соколов ввел прогрессивную шкалу. Определенный срок рыба хранится за умеренную плату, а затем включается прогрессивная ставка. И естественно, вся рыба сразу пошла в регионы. Да и добывающие компании стали работать по-другому. Чаще всего они заранее ищут покупателя по России, и практически вся мойва уходит с колес автотранспортом и вагоном. Впервые за последние шесть лет в нынешнем марте из Мурманского порта ушло 100 вагонов с мойвой за месяц.
Такие замечательные показатели не могут не радовать. Так что же мешало другим участникам мойвенной путины выловить свои положенные квоты?
Одним из факторов, который тормозил работу готовых к освоению своей квоты судов, явилось полное отсутствие достоверных научных данных о местах скопления мойвы.
По мнению Андрея Иванова, за пять лет моратория изменились морские течения, температурные процессы, поэтому рыба мигрирует.
«Наука подтвердила промысловые скопления мойвы, но, к сожалению, за эти пять лет моратория она упустила пути миграции мойвы, - сказал Андрей Иванов. – Было потеряно драгоценное время в начале путины, мойву сразу не обнаружили, получился пролов. Пять лет застоя в науке дали о себе знать». На самом деле, отсутствие рыбопоискового флота на промысле повлекло за собой огромные потери для флотов.
Капитан «Николая Репникова» Сергей Соколов рассказал, что ему пришлось самому искать скопления мойвы. Чтобы не терять драгоценной время, используя капитанскую интуицию, он пошел на свой страх и риск в тот район, где, по мнению науки, мойвы никак не могло быть. И он ее нашел, а победителей не судят.
По мнению Станислава Никанорова справедливо было бы перераспределить неосвоенные квоты нерадивых добытчиков. Но у руководителя Комитета рыбного хозяйства Мурманской области Вадима Соколова другое мнение: «На сегодняшний день необходимости перераспределять квоту или вводить олимпийскую систему нет». Вадим Виссарионович сообщил, что лов мойвы можно будет производить также и осенью. «Правила рыболовства не запрещают ловить мойву осенью южнее 74 градуса, – сказал В. Соколов. – Хотя сейчас говорить об этом трудно, возможно, будут какие-либо изменения, но и международные соглашения, т.е. последняя российско-норвежская комиссия, внесла один только запрет – на ловлю мойвы севернее 74 градуса, где будет преобладать, в основном, молодь».
«Квота освоена не будет, - подтвердил Вадим Виссарионович наши предположения, - мы понимали это еще до начала мойвенной путины. И причины этого известны: квоты получены, а крупнотоннажных судов не имеется, рассчитывали на арендованных судах ловить, но видимо, не у кого арендовать, потому что в этом году, кроме мойвы, еще одновременно идет промысел путассу в открытой части Атлантического океана и не закончен промысел сельди в норвежской экономической зоне».
Мы попросили Вадима Соколова оценить результаты прошедшей путины.
В целом путину можно оценить положительно, - сказал он. - Хотя должны были и обязаны были организовать лучше. Но нужно учитывать несколько моментов. У нас пять лет мойва не ловилась, поэтому рынок не раскачан. Поэтому многие компании, которые по своим возможностям могли больше выловить, к сожалению, остановились на этих объемах. Были опасения, что рынок просто такое количество мойвы не пережует. Конечно, по окончании путины мы созовем рыбхозсовет, результат оценим. На будущий год будет подготовка на более серьезном уровне, потому что для этого будет достаточно времени. А для этой путины у нас было времени маловато».
Ну, что ж, и мы надеемся, что следующая путина не будет настолько неожиданной, и наши доблестные добывающие флота полностью освоят свою квоту и закормят охлажденной мойвой население, которое сможет ее покупать уже на новых рыбных рынках и в магазинах «Океан».
Fishres |