Такого поворота никто из журналистов, собравшихся на пресс-конференцию, пожалуй, не ожидал. Не припомнить случая, чтобы наш судовладелец, понесший убытки из-за претензий иностранной береговой охраны, встал на ее сторону. И к тому же заявил об этом во всеуслышание, на пресс-конференции.
Напомним: 23 августа супертраулер "Николай Афанасьев", находившийся на промысле в районе Шпицбергена, был задержан кораблем "Свальбард" береговой охраны Норвегии, после чего последовал в порт Тромсё для дальнейшего разбирательства. Причиной задержания послужило нарушение правил заполнения промыслового журнала.
Центральные российские СМИ со ссылкой на Федеральное агентство по рыболовству спешно откомментировали событие как очередное доказательство того, что норвежцы усиливают давление на наших рыбаков. Ведь неделей раньше, и также в "серой зоне", был задержан российский траулер "Корунд".
Как оказалось, с такой оценкой ситуации, в частности, касающейся РТМС "Николай Афанасьев", владелец этого судна - председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Виталий Касаткин - не согласен.
По его мнению, представление о своенравии норвежских береговых служб во многом создается искусственно. При этом генеральный директор СРС Василий Никитин, также участвовавший в пресс-конференции, подчеркнул: главная цель встречи с представителями СМИ - предостеречь горячие головы от желания перенести обычную рабочую ситуацию на промысле на российско-норвежские отношения в целом.
Обстоятельства же задержания траулера таковы. Экипаж в составе 63 человек промышлял сельдь в норвежской экономической зоне. В ходе досмотра судна инспекторы норвежской береговой охраны обнаружили, что последние шесть часов траления не внесены в промысловый журнал, хотя за это время по квоте выловлены 62 тонны рыбы.
- Как трактовать эти нарушения, зависит только от норвежских инспекторов. Но нельзя забывать, что мы работаем в норвежской экономической зоне и должны выполнять все правила и требования, которые согласованы российско-норвежской смешанной комиссией. А выявленный факт их нарушает. Поэтому они приняли решение задержать пароход, чтобы продолжить разбирательство на берегу, - пояснил Виталий Касаткин.
Любопытная деталь: день был субботним. Попробуйте в выходные достучаться до чиновничьего аппарата, причем в любой стране. Но деловые партнеры Касаткина помогли выйти на официальные власти Норвегии, и уже в воскресенье все вопросы были решены. По указанию судовладельца капитан подписал необходимые документы, и судно тут же вернулось на промысел. Как заметил Виталий Касаткин, к сожалению, содействия в разрешении ситуации со стороны российских ведомств, хотя они очень активно интересовались обстоятельствами случившегося, так и не последовало.
А смог бы норвежский судовладелец, оказавшийся в аналогичной ситуации, в воскресенье решить вопрос с нашими органами? Причем так, чтобы через четыре часа снова выйти на промысел?.. Когда прозвучал этот риторический вопрос, в зале раздался понимающий смех… Впрочем, справедливости ради надо напомнить, что кроме всего прочего Касаткин имеет и дипломатический пост - является почетным консулом Исландии в Мурманской области. И это, можно предположить, также помогло быстро разрешить инцидент.
- Никакой предвзятости со стороны норвежской береговой охраны нет, - убежден он. - Я считаю, что вина капитана и трех его помощников очевидна. Работая в норвежской зоне, мы обязаны соблюдать норвежские правила. Если взглянуть на статистику задержаний норвежцами судов всех государств, то считаю, что оснований для обвинения их в предвзятости нет. В нашем русском характере есть одна черта - разгильдяйство. Пока мы ее не преодолеем, и будут возникать подобные ситуации.
- Дело в том, что сегодня унифицированных правил работы в Баренцевом море мы не имеем, при этом и мы, и норвежцы эксплуатируем общие ресурсы. Поэтому в нашей зоне работаем по российским законам, в норвежской - по законам Норвегии. Причем это положение касается любых государств. Если же в перспективе отношения России и Норвегии будут развиваться на добрососедской основе, у нас с нею будут единые правила рыболовства, - считает Василий Никитин.
Кстати сказать, шаги к единому способу разрешения конфликтных ситуаций уже сделаны. В частности, предложения Союза рыбопромышленников Севера, с которыми он обратился в апреле нынешнего года к аналогичной организации Норвегии, соседи поддержали. Теперь дело за малым - чтобы эти положения вошли в перечень унифицированных правил. Если это случится, то в подобных ситуациях промысловики будут терять гораздо меньше времени. Во всяком случае, в той, в которой оказался "Николай Афанасьев", штраф можно будет наложить прямо на судне, не прерывая промысла.
"Одно море - одно законодательство" - под таким девизом должны разрабатываться правила лова. А пока существует нынешнее положение, оно будет приводить к негативным последствиям, - подчеркнул Василий Никитин.
Кстати для некоторых конкретных членов экипажа эта история еще не завершилась. Им предстоит держать ответ перед судовладельцем. Ведь компании "Айсберг-Норд" придется оплатить штраф в 140 тысяч норвежских крон. (Лично капитану норвежцы выставили "счет" в 15 тысяч крон.) Через четыре-пять дней траулер с полным грузом прибудет в Мурманск…
Ольга Нуреева, "Мурманский вестник" |