ГМИ береговой охране ФСБ РФ - 10 лет
29 августа 1997 года указом президента РФ функции контроля морских биоресурсов были переданы пограничной службе. До этого в масштабах страны их выполняли территориальные рыбводы.
Попасть наблюдателем-инспектором на судно под заграничным флагом стремились многие граждане. Ибо взятки, которые получали эти “наблюдатели” от капитанов иностранных судов за то, что закрывали глаза на множественные нарушения, были очень приличными. Устроиться инспектором хотя бы на один рейс приезжали даже из Москвы. Меньше всего их интересовала охрана биоресурсов. Больше - собственный доход, ибо один день пребывания на борту заграничного судна в качестве наблюдателя оплачивался в валюте настолько щедро, что за рейс можно было заработать на квартиру или на машину.
Но в 1997 году кому-то в правительстве пришла в голову свежая мысль: странно, что в руках одного и того же ведомства находятся и разрешительные, и контролирующие функции.
И уже в следующем году приказом директора ФПС России 28 июня 1998 года была основана Камчатская региональная инспекция охраны морских биологических ресурсов Федеральной пограничной службы России, которая нынче отмечает свое 10-летие.
Она охраняет, контролирует и регулирует использование морских биологических ресурсов и среды их обитания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
За годы, прошедшие с момента своего создания, неоднократно реформировалась и переименовывалась. Однако цели и задачи, стоящие перед ней, оставались неизменными. Зона ответственности камчатской ГМИ включает в себя Магаданскую область, Чукотку, Камчатку и часть Сахалина – северные Курильские острова.
Сейчас здесь трудятся более 300 человек. Свои функции они выполняют в тесном взаимодействии с пограничными сторожевыми кораблями и патрульными судами. А структурные подразделения, контролирующие прибрежный промысел, выходят в море на моторных лодках. Еще Государственная морская инспекция СВПУ береговой охраны ФСБ России первой среди других инспекций начала применять авиацию для преследования быстроходных браконьерских судов.
Устроиться на работу в ГМИ не так-то просто. Требования - стаж работы в органах морской охраны не менее 3 лет и высшее образование, лучше профильное. Сейчас основной костяк сотрудников составляют люди, пришедшие в ГМИ из других силовых структур.
По словам нынешнего руководителя ГМИ капитана 2 ранга Николая Николаевича Чебана, наиболее существенным показателем деятельности его ведомства является общая сумма штрафов, примененных к нарушителям и исков по возмещению причиненного ущерба. В настоящее время она превысила 2 миллиарда рублей.
Второй показатель - объем проконтролированных перегрузов рыбопродукции. За 10 лет инспекторы ГМИ проконтролировали их 75 тысяч. В пересчете на сырец это 15,5 миллиона тонн.
За это же время проведено более 51 тысячи проверок промысловой деятельности, вскрыто свыше 5, 5 тысячи нарушений природоохранного законодательства,
конфисковано 58 судов-нарушителей - 49 из них за период с 2004 по 2008 годы,
изъято около 20 тысяч тонн незаконно добытой рыбопродукции на сумму более 240 миллионов рублей и 700 тысяч долларов США.
Нарушения, которые выявляют инспекторы ГМИ, в течение всех лет почти не меняются. В основном это сокрытие от учета добытой рыбопродукции и ведение промысла без разрешения, ставшие особенно распространенными сейчас. Основная часть браконьерских судов промышляет под “удобными” флагами Гондураса, Панамы, Камбоджи, Кипра. Посему даже в случае привлечения их капитанов к уголовной или административной ответственности взыскать с иностранного судовладельца (как правило, подставного лица) причиненный ущерб, часто исчисляющийся астрономическими суммами, как правило, невозможно. Такие судовладельцы ведут промысел по принципу "пан или пропал" и используют своих "черных" промысловиков для добычи наиболее ценных видов водных биоресурсов. С начала нынешнего года уже задержано 8 подобных судов, 5 из них вели незаконную добычу краба.
Что характерно: если раньше в качестве “подфлажников” использовались в основном сахалинские и приморские экипажи, то теперь все чаще - камчатские рыбаки.
По мнению Н. Н. Чебана это весьма странно, так как в последнее время промысел в Дальневосточном бассейне законодательно отрегулирован достаточно хорошо. Но, по всей видимости, жажда наживы у отдельных “бизнесменов” от рыбы пересиливает остальные чувства.
В прошлом году в Беринговом море инспекторами за подмену видового состава рыбопродукции и сокрытие от учета около 15 тонн нерки было задержано японское судно - дрифтерщик, добывавшее лосося в российской экономической зоне.
Поскольку ответственность за это нарушение допускала наряду со штрафом конфискацию и рыбопродукции, и самого судна, японской стороне было предложено для предоставления судну свободной практики, в соответствии с российско-японским межправительственным соглашением, внести на счет пограничного управления сумму разумного залога. Она, как правило, складывается из стоимости незаконно добытого, а также стоимости судна вместе со всем его промысловым и технологическим оборудованием и предполагаемой суммы штрафа.
Японцы сочли действия инспекторов ГМИ незаконными, а сумму залога чрезмерно завышенной и обратились в международный трибунал по морскому праву в Гамбурге. Оценив доводы сторон и изучив представленные ими доказательства, международный трибунал признал действия российской стороны законными, хотя и несколько снизил сумму разумного залога.
Позже решением Петропавловск-Камчатского городского суда за совершенное правонарушение рыбопродукция, сокрытая от учета, была изъята и обращена в доход государства, а на судовладельца наложен штраф в сумме 1,3 миллиона рублей.
Еще в рамках этого уголовного дела капитану был предъявлен для возмещения ущерб в 7 миллионов 927 тысяч 500 рублей. Японская сторона полностью оплатила все штрафы.
Другой случай. Не так давно было задержано судно, имевшее разрешение на промысел, но допустившее в его ходе серьезные нарушения Правил рыболовства. При досмотре инспекторы очень грамотно выполнили первичные процессуальные мероприятия, подготовили исчерпывающую доказательную базу, документально и с применением фото- и видеосъемки зафиксировали факт административного правонарушения. Оказалось, сделали они это не зря.
Спустя некоторое время из опломбированных трюмов судна бесследно исчезли 10 тонн крабовой продукции, которые и являлись предметом административного правонарушения. Предположительно, члены экипажа сбросили их в море через тайный лаз. Но все же административное дело было возбуждено. Суд посчитал собранные инспекторами ГМИ доказательства достаточными и конфисковал судно.
Бывали в работе инспекторов и ситуации, связанные с риском для их жизней и здоровья. Из недавних можно вспомнить случаи с ПТР "Приозерное" в июле 2006 года и случай с РШ “Нико” в сентябре 2007 года. Видя, что погони не уйдешь, капитаны начали их затапливать. Несмотря на это инспекторы высадились на уже полузатопленные суда и сумели выявить нарушения, взять образцы продукции и задокументировать все до того момента, как суда полностью ушли под воду. Старшие государственные инспекторы Прочко Виктор Тимофеевич и Кузнецов Владимир Иванович проявили настоящее мужество и героизм при исполнении своих служебных обязанностей в этих ситуациях.
Немало браконьеров выявляют инспекторы во время лососевой путины. Причем, по словам Н. Н. Чебана, больше всего браконьерят в Усть-Большерецком районе.
Только за июне сего года сотрудники ГМИ, курирующие “лицензионку” западного побережья, 6 раз задерживали нарушителей.
За все годы существования ГМИ в ней трудилось немало сотрудников, завоевавших своим отношением к делу авторитет у начальства и уважение коллег по работе. Среди них Игорь Николаевич Смертов, Александр Николаевич Солдатов, Александр Борисович Кравец, Александр Николаевич Смирнов, Александр Терентьевич Артюх, Андрей Леонидович Воронежский.
Можно не сомневаться, что и в дальнейшем ГМИ продолжит охрану наших камчатских биоресурсов от браконьеров.
Людмила Плетнева
www.rybak.com.ru |