В Маймаксанском рыбном порту побывал губернатор Архангельской области И. Ф. Михальчук. Это было первое подробное знакомство главы администрации с береговой инфраструктурой Архангельского тралового флота.
По тону встречи, вопросам, которые губернатор задавал руководителям АТФ, цель поездки высветилась сразу: понять проблемы, которые решает основной поставщик рыбы в регион, и выяснить, чем может областная администрация помочь в их решении.
Диалог так и строился: вопрос – и пути его преодоления.
Первое, о чем заговорили, – модернизация судов и строительство нового флота. Тема возникла сама собой: у причала по левую руку караван стареньких ПСТ, память о временах лихих аукционов, когда из-за недостатка квоты предприятие вынуждено было поставить их в "холодный отстой". Несколько из них, самых древних, в море уже больше не вышли: реанимировать металлолом – себе дороже. Квоту на донные, выделяемую сегодня тралфлоту, легко облавливают и более современные суда из реестра АТФ.
Периодически возникает вопрос о покупке траулера, который находится на стапелях северодвинской "Звездочки". По мнению специалистов флота, "тема эта имеет место быть", но она сегодня далеко не самая актуальная.
Из квоты, выделенной траловому флоту, 80 % приходится на пелагические породы рыбы (путассу, скумбрию, сельдь) и 20 – на донные (треску, пикшу и прочие). Рентабелен только промысел последних. Чтобы изменить ситуацию, предприятию необходимо приобрести современный сейнер-траулер для добычи пелагии. По предварительным расчетам, он окупится уже через полтора года. "Кандидаты" на покупку уже есть, финансовая схема расчетов тоже продумана. Дело за "малым" – разрешением совета директоров… Обо всем этом генеральный директор АТФ Юрий Никулин и рассказал Илье Михальчуку. И получил предложение – совместно обсудить поступившие предложения по кредитованию для обновления флота и принять во внимание возможности области в этой сфере.
Разговор получился детальным. Губернатор подмечал все: порядок в порту (по его мнению, именно порядок определяет, есть ли у предприятия хозяин) и загруженность его мощностей – то, что Маймакса работает со сторонними заказами, – серьезный плюс. Собственная ремонтная база, приличные холодильники… У тралфлота тревог хватает, но когда есть такая основа для строительства современной экономики – это уже многое. Главное, чтобы перемены, грядущие в судьбе предприятия, не порушили все до основания…
– Для меня, как руководителя области, важно, чтобы возможное объединение на федеральном уровне не привело к потере флотом самостоятельности, – говорит Илья Филиппович. – Мы не должны потерять ни предприятие, ни рабочие места, ни налоги. Мое посещение порта вызвано глубокой заинтересованностью будущим тралфлота, ведь он – суть земли поморской. Значит, о будущем нам думать вместе.
Сейчас мы продегустировали очень вкусную продукцию рыбоперерабатывающего завода АТФ. Попробовать хорошую рыбу всегда приятно. Но для меня важно, сами ли мы ловим треску, завозим ли ее, получает бюджет что-нибудь с каждой съеденной кулебяки.
Продукция действительно хорошая и по качеству, и по ассортименту. Мы поможем в ее реализации как здесь, так и в Москве.
Во время короткой пресс-конференции по итогам встречи я задала Илье Филипповичу один из очень актуальных для тралфлота вопросов: может ли обладминистрация компенсировать предприятию часть затрат, которые оно несет, поставляя в Архангельск сайку и путассу по ценам, реальным для малообеспеченных людей? Ведь есть же в Мурманске программа "Дешевая рыба".
И услышала: если где-то есть опыт, надо его изучить. Такие мероприятия должны быть адресными – в рамках социальных программ как помощь малообеспеченным людям, например. Просто так давать дотации из бюджета мы не имеем права.
А дальше последовало предложение: узнать, как это делается у наших соседей? Какие виды рыбы и за сколько продают малоимущим. Чтобы не получилось: мы дотируем лов, а пока путассу дойдет до прилавка, она будет не дешевле, чем у других поставщиков.
Как говорится, задачи поставлены, время выполнять.
Нина Зеленина
www.fishres.ru |