С тех пор, как вышло в свет постановление правительства РФ "О совершенствовании системы управления морскими рыбными портами для осуществления комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота", согласно которому администрации рыбных и торговых морских портов должны стать единой структурой, разговоры об этом не утихают.
В идеале предполагается, что после объединения портов (на базе торгового), работа обоих ведомств станет более консолидированной и упорядоченной. Однако пока рано прогнозировать, принесет ли эта мера реальную пользу.
Нельзя сказать, что идея объединения была подхвачена с большим восторгом. Но раз постановление вышло – хочешь не хочешь, а выполнять его приходится. Проблема в том, что там, в московских кабинетах, не учли одного важного обстоятельства – к каждому порту надо подходить индивидуально. Дальневосточный регион – рыбный, поэтому важная роль здесь отводится именно морским рыбным портам.
Петропавловский морской рыбный порт обслуживает 600 единиц флота, морской торговый – всего 30. Так по какой же логике большое присоединяют к малому?
Нельзя забывать, что и специфика работы обоих портов разная. Капитан торгового отвечает за безопасность поднадзорного ему плавсредства лишь в порту и у причала. На переходе же ответственность несет сам капитан судна. И если во время рейса появится проблема (нехватка топлива, поломка и т.д.), за помощью он сможет обратиться только к судовладельцу. А примет ли тот какие-то меры, не оставив экипаж на произвол судьбы – неизвестно.
Работа рыбного порта организована по-другому: здесь контроль над судном ведется на протяжении всего рейса. И при возникновении проблемы руководство порта просто заставит судовладельца оказать ему помощь.
В рыбном порту также налажена система позиционирования. Всегда можно узнать, в каком районе находится бедствующее судно и направить ему на помощь тех, кто располагается ближе всех.
Немаловажно и то, что в ведении рыбного порта находится маломерный флот, который, кстати сказать, доставляет немало хлопот. Перед тем, как выпустить судно в море, необходимо проверить его техническую исправность, подготовленность экипажа. А затем еще вести за ним постоянный контроль. Зато после того, как рыбный порт взял промысловые мотоботы "под крыло" резко сократилось количество несчастных случаев. И сами "маломерщики", которые поначалу противились всем предъявляемым им требованиям, оценили такую заботу.
Брать на себя все те функции, которые сегодня выполняет Петропавловский рыбный порт, администрация морского торгового не хочет, считая, что так называемая "лишняя" работа ей ни к чему. И споры между обеими администрациями не прекращаются.
ГА ПМРП работает в "связке" с рыбными портами Владивостока, Сахалина, Магадана, Находки, которые тоже столкнулись с подобной проблемой. Все они не устают повторять, что необходимо сохранить службу безопасности мореплавания во благо существования рыбопромыслового флота. Постановление об объединении вышло два года назад, однако только в конце мая этого года дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки. Управление развития рыбопромыслового флота, портов и мониторинга Госкомрыболовства РФ потребовало предложений для подготовки проекта постановления правительства об особенностях осуществления административно-властных и иных полномочий в морском порту в части судов рыбопромыслового флота.
ГА ПМРП подготовила документ, в котором предлагает "определить следующие дополнительные полномочия администрации морского порта при наличии в нем морского терминала, предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота и создать службу из кадрового и материального потенциала госадминистраций моррыбпортов с возложением следующих функций: контроль и сертификация рыбопромысловых компаний и судов на соответствие требованиям безопасности мореплавания и МКУБ; ведение Национального реестра рыбопромысловых судов; контроль за обеспечением безопасности плавания и ведения промысла главным капитаном промрайонов; мониторинг и позиционирование судов; контроль и технадзор за маломерными судами, судами прибрежного плавания в приписных портпунктах Камчатки; расследование аварийных случаев; оценка компетенции членов экипажей рыбопромысловых судов; контроль за технической эксплуатацией рыбопромысловых судов и т.д.".
Процесс объединения должен завершиться к декабрю 2008 года. Появилась надежда, что голос администрации рыбного порта будет услышан – служба безопасности мореплавания не утратит своих функций, а значит и камчатский рыбопромысловый флот не потеряет право на будущее.
Мария Гаврик
www.rybak.com.ru |